051. Свято-Успенский Свияжский монастырь, страница 25

051. Свято-Успенский Свияжский монастырь, страница 25

ЧУДЕСА

писями. В советскую эпоху часовню и колодец уничтожили.

Чудесами прославился в Свияжске и другой святой покровитель этого города — преподобный Сергий Радонежский. Его икона, привезенная из Троице-Сергиевой обители в 1551 году, источала столь много исцелений, что о них стало известно далеко за пределами Свияжска. В XIX веке чудотворения свияжского образа преподобного Сергия описал святитель Филарет Московский в своей работе «Некоторые черты жития преп. Сергия после смерти».

В Свияжском Иоанно-Предтечен-ском монастыре одной из самых почитаемых святынь был образ святителя Николая, чудесно обретенный в начале XIX века. Известно, сколь разными способами являли себя миру святые иконы. Казанскую икону Божией Матери выкопали из-под земли, Иверскую — подобрали в море, Смоленскую — обнаружили в болоте под Казанью. Но свияжский случай, наверное, уникальный. Образ святителя Николая принесла... корова на копыте. Монастырская корова паслась в окрестных лугах, извозилась в грязи, и когда вечером ее стали чистить в хлеву, то в комьях земли обнаружили маленькую икону — всего в вершок, то есть около пяти сантиметров, высотой. Икона была высечена из черного камня, что дало основание исследователям в 1877 году датировать ее XII—XIII веками! Получалось, что этот образ святителя Николая — самый древний из всех известных образов святого в Среднем Поволжье! Тогда не было еще и Золотой Орды, не говоря о Казанском ханстве. Находка образа святителя Николая стала чудом Божи-им и одновременно научной сенсацией. На средства благочестивых жертвователей икону врезали в серебряный позолоченный крест, устроенный в виде ковчега, и поместили под стеклянным колпаком на левой стороне Сергиевской церкви, около Иоанно-Предте-ченского придела.

Не раз жители Свияжска испытывали на себе чудотворную силу великой святыни русской земли — Казанской иконы Божией Матери. В конце XVI века зафиксировано чудо исцеления свияжанина, «одержимого лютой

Фрески Скорбященского собора.

болезнью». Он молился у этой иконы и «не прекращал прошения своего, пока не получил здравие. И так пошел в дом свой, радуясь». Митрополит Казанский Гермоген внес в свое «Сказание

Казанская икона Божией Матери.

о чудесах Казанской иконы» случай исцеления жены священника свияж-ской Никольской церкви Иоанна от тяжкого психического расстройства. Прославилась чудесами в Свияжске и другая чтимая в Казанском крае икона Божией Матери — «Седмиозерная».

В XVIII веке у этого образа свияжский священник Филипп получил исцеление парализованной руки, четырехлетний мальчик — вывихнутой ноги, а некая «свияжская жительница» исцелилась от беснования, после чего дала обет монашества.

Чудеса в Свияжске происходят и сегодня. При восстановлении часовни в честь Царственных страстотерпцев близ Скорбященского собора Иоанно-Предтеченского монастыря неожиданно из-под копоти, покрывающей купол, проявился лик преподобного Серафима Саровского. Часовня в советское время использовалась как кухня и коптильня, и даже старожилы Свияжска не знали, что изображено под куполом. Процесс самообновления настенных росписей идет сейчас и в Скорбященском храме — лики святых без постороннего вмешательства становятся четкими, яркими.

Свидетельством незримого присутствия преподобного Сергия Радонежского и его участия в трудах по восстановлению свияжских святынь стало истечения мира на новой иконе преподобного в Сергиевской церкви Иоанно-Предетченского монастыря в один из дней, когда Церковь праздновала память великого чудотворца.