051. Свято-Успенский Свияжский монастырь, страница 27

051. Свято-Успенский Свияжский монастырь, страница 27

святыни

В церкви преподобного Сергия.

время переоблачения мощей святителя в 1888 году его насильственная смерть была точно установлена, настоятель Свияжского монастыря архимандрит Вениамин внес изменения в службу и написал акафист, в котором святитель прославлялся как страстотерпец. Однако Святейший Синод не разрешил публикацию этих текстов.

В 1922 году большевики вскрыли мощи святителя Германа и попытались увезти их из монастыря, но не смогли этого сделать — внезапно поднялся смерч, и богоборцы бежали. Дальнейшая судьба мощей довольно таинственна. Через несколько лет после вскрытия они исчезли. Существовало предание, что святыня спрятана под престолом кладбищенского храма Ярославских Чудотворцев в Казани. В 2000 году, на 2-й седмице Великого поста, во время уборки престола под ним действительно нашли ковчежец из красного дерева. Об этом сразу же сообщили архиепископу Казанскому и Татарстанскому Анастасию. Во время богослужения ла

рец открыли и в нем обнаружили многоцелебные мощи святителя Германа. Часть мощей перенесли в возрожденный Казанский Иоанно-Предтеченский мужской монастырь, первоначально основанный святителем Германом как подворье Успенского монастыря. Другая часть 22 июля 2000 года была торжественно перенесена в Свияжский Успенский монастырь.

Мощи святителя Германа были не единственной святыней Свияжска.

Особенным почитанием в этих краях пользовалась икона преподобного Сергия Радонежского, привезенная в 1551 году из Троице-Сергиевой обители, — та самая, на которой черемисы узнали таинственного старца, благословлявшего Круглую гору перед построением на ней Ивангорода Свияжского. Чтимая икона находилась в Сергиевской трапезной церкви Троице-Сергиева, а затем Иоанно-Предте-ченского монастыря. Это довольно большой храмовый образ — 114 на 98 см — с поясным изображением преподобного Сергия. В левой руке святой держит хартию со словами: «Ревнуя, поревновах о Господе Бозе Вседержителе, яко оставиша завет Твой». Свияжская икона являлась копией особо почитаемой иконы преподобного Сергия, хранящейся до сих пор в Троице-Сергиевой Лавре. Ежегодно свияжская икона отправлялась с крестным ходом по Казанской губернии, который, начиная с Фоминой недели, продолжался иногда до двух месяцев. Впервые он упоминается в документах 1811 года, но со ссылкой на «староза-веденное обыкновение, возможно, со времен Троице-Сергиева монастыря». Крестный ход с иконой посещал даже Симбирскую губернию и Царевокок-шайский уезд (Царевококшайск ныне называется Йошкар-Олой и является столицей Республики Марий Эл). Преподобный Сергий, наряду со святителем Германом, считается покровителем и основателем Свияжска.

Икона Святой Троицы из иконостаса Успенского собора.