051. Свято-Успенский Свияжский монастырь, страница 26

051. Свято-Успенский Свияжский монастырь, страница 26

sm зши

Легко дышится в Свияжске! Ветер несет с волжских просторов воздух, благоухающий свежестью, бодрит, придает сил. Аромат свияжских святынь укрепляет не тело, но проникает в самую душу, благоустраивает ее, свергает с нее всякое бремя.

Мощи святителя Германа в Сергиевской церкви.

Ж дин из историков видел причину 1 % тяжких событий Смутного време-% 1ни в «безумном молчании» народа V перед обезумевшим царем Иоанном IV. Злу почти никто не противостоял. Тех немногих, кто смел поднять голос в защиту правды и во спасение души самого царя, убивали. Среди общего безмолвия погибли митрополит Филипп и выступивший в его защиту архиепископ Казанский Герман, первый настоятель Успенского Свияжско-го монастыря.

Их мученичество народ запомнил. И спустя некоторое время, когда русские люди стали искать покаяния,

народные вера и совесть прежде всего потребовали прославить подвиг святителей Филиппа и Германа. От имени свияжан и казанцев митрополит Казанский Гермоген просил царя Федора Иоанновича и Патриарха Иова разрешить перенести мощи святителя Германа, обретенные в 1591 году и уже прославившиеся чудотворениями, в Успенский Свияжский монастырь.

25 сентября 1592 года святыню торжественно встречали в Свияжске митрополит Гермоген, братия монастыря и горожане. В тот же день митрополит совершил отпевание святителя Германа архиерейским чином. Мощи святителя

поставили в алтаре Успенского собора с правой стороны. С тех пор они — главная святыня Свияжска.

В середине XVII века митрополит Казанский Лаврентий составил первые житие святителя Германа и службу, в который святой особенно прославляется за основание Свияжского монастыря. 6 октября 1695 года митрополит Казанский Маркелл по распоряжению Патриарха Адриана освидетельствовал мощи святителя Германа, после чего они были переложены в новую липовую раку, обложенную серебром. Поток паломников в Успенскую Сви-яжскую обитель, к святителю Герману, умножался, и 23 июля 1714 года митрополит Казанский Тихон для удобства богомольцев перенес святые мощи из алтаря к левому столпу Успенского собора. Несколько ранее была написана небольшая икона святителя Германа, с частицей мощей, — ее по обычаю того времени возили по городам и уездам Казанской губернии. Как святыня почитались личные вещи святителя, до самой революции хранившиеся в Успенском монастыре: два освященных им антиминса, панагия с изображением Рождества Христова, наперсный архи-мандричий крест с изображением святителя Николая на оборотной стороне, фелонь с оплечьем, митра, собственноручно сделанные святителем Германом копие, рипиды и архиерейский посох.

В 1849 году по благословению архиепископа Владимира благотворительница Надежда Ивановна Саврасова устроила для мощей святителя Германа новую раку взамен изветшавшей раки 1696 года. Новую раку изготовили из кипарисовых досок, обложенных со всех сторон густо позолоченными серебряными пластинами. Внутренность раки покрыли пунцовым бархатом, балдахин над ней позолотили. Когда во