051. Свято-Успенский Свияжский монастырь, страница 3

051. Свято-Успенский Свияжский монастырь, страница 3
МВТ. ПРШЩМЩИЙ НАРОДЫ

Свияжск — место, где Московская Русь становилась Российской империей. Воинов царя земного здесь вскоре сменили воины Царя Небесного. Мечом Слова Божия, со щитом веры, в броне праведности они распространили христианское благовестие в Казанских землях.

Г"1 ысокую гору при впадении Свияги в Волгу обитатели окрестных ле-||сов — черемисы — считали жили-U щем злых духов. С горы слышались то звон, то пение, и некий старец обходил гору и осенял ее крестом. Старца пробовали поймать, но он делался невидимым, стреляли в него из лука — стрелы возвращались обратно. Когда пришли русские и начали строить на горе крепость, черемисы явились присягать русскому царю на верность. И вновь увидели того загадочного старца — изображенным на иконе. Это был преподобный Сергий Радонежский.

Возведение летом 1551 года в самой глубине татарских земель города-крепости Свияжска предрешило судьбу Казанского ханства. Поначалу именно Свияжск московские власти собирались сделать административно-политическим центром присоединенных земель. Однако постепенно политическая и общественная жизнь переместилась в Казань, а Свияжск продолжил служение крепости-форпоста, только теперь духовного — отсюда пришло христианское благовестие к окрестным язычникам и мусульманам.

«Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» — исполняя эту заповедь Христа Спасителя, Московский Собор «о многих делах ко утверждению веры христианской» принял 3 апреля 1555 года решение открыть в Казани святительскую кафедру. С необыкновенной торжественностью 26 мая отправился из Москвы на восток первый архиепископ Казанский и Свияжский Гурий с помощниками: архимандритами Варсонофием и Германом. От царя и митрополита они имели «Наказ» — государственную программу обращения «инородцев» в Православие: «Всеми мерами приучать к себе татар и приводить их к крещению любовию, а отнюдь не страхом; которые захотят креститься своею волею, а не от неволи,

тех крестить и лучших из них держать у себя в епископии, поучать их закону христианскому и покоить».

Самыми успешными миссионерами всегда были монахи, способные наиболее полно явить в своей жизни христианский идеал «Неба на земле», поэтому архиепископ Гурий сразу принялся за устроение в новой епархии миссионерских монастырей, иноки ко

Преподобный Сергий Радонежский. В клейме над левым плечом святого — построение Свияжска.

торых «да вспахивают сердца людей и да сеют в них семя слова Божия». Иван Грозный одобрял действия святителя: «Доброе дело — да поможет тебе Бог!.. Блага твоя речь, чтобы старцам обучать