051. Свято-Успенский Свияжский монастырь, страница 6

051. Свято-Успенский Свияжский монастырь, страница 6

ИСТОРИЯ

Святитель Герман, архиепископ Казанский и Свияжский, — первый настоятель Успенского монастыря. Икона из церкви Константина и Елены, написанная священником Сергием Коробцовым.

В начале «бунташного» XVII века Свияжск становится островом утверждения законной государственной власти посреди бушующего моря восставшего Поволжья. Земли Успенского монастыря подверглись разграблению, но, несмотря на это, весь свой запас хлеба и соли обитель раздала ратным людям, посадским служилым и новокрещеным.

После Смутного времени хозяйство Свияжского монастыря успешно восстанавливалось, чему во многом способствовала государственная поддержка. Наиболее доходной статьей была торговля солью и рыбой, объемы которой росли год от года. Царь Василий Шуйский пожаловал Свияжскому монастырю грамоту на устройство «подворья в Нижнем Новгороде» — крупнейшем торговом центре Поволжья, а «тягла и оброку имать не велети...» Торговое подворье Успенского монастыря имелось и в Казани.

Трудные в материальном отношении времена настали для Успенского монастыря после преобразований Петра I, когда монастыри превратились в отделение одной из государственных «коллегий» — без всяких «льготных грамот» и с обязанностью зарабатывать средства на царские проекты. Как упоминается в одной грамоте того времени, монастырю приходилось слезно молить государя «о полянке и неразводного черного лесу». Монастырские крестьяне наравне со всеми платили государственные сборы. На средства Свияжского монастыря на воронежской верфи были выстроены: 26-ти пушечный корабль «за 900 рублей» и судно 14-ти пушечное в «940 рублей». По указу 1717 года обитель передала в Монастырский приказ 19 пудов серебра на отливку монет. В Свияжский

Черемиска. Иллюстрация Е. М. Корнеева к книге К. Рехберга «Народы России, или Описание нравов, обычаев и костюмов различных национальностей Российской империи» (1812—13).

приобрел значение в Поволжском крае, сравнимое с ролью, которую играла Троице-Сергиева Лавра в Центральной России. Настоятели Свияжского монастыря становились участниками важнейших государственных событий. В 1566 году на созванном Иваном Грозным Соборе свияжский архимандрит подписался четвертым в ряду монастырских настоятелей под «при-говорной грамотой о походе войной против Польши». Подпись свияжского архимандрита Авраамия стоит под соборными определениями 1580 года об угодьях и вотчинах архиерейских и монастырских. На Соборе 1598 года свияжский архимандрит седьмым из 22 архимандритов «приложил руку» к «утвержденной грамоте» об избрании Бориса Годунова на царство. В «Лест-вице о соборных властех», составленной в 1599 году с целью официального оформления системы высшей соборной власти Русской Церкви, Свияжский Успенский монастырь занял седьмую

позицию. На Земском соборе 1613 года акт об избрании на царство Михаила Романова первым подписал митрополит Казанский и Свияжский Ефрем, а четвертым из архимандритов — настоятель Свияжского монастыря.