051. Свято-Успенский Свияжский монастырь, страница 4

051. Свято-Успенский Свияжский монастырь, страница 4

ХРОНОЛОГИЯ

1551 Основан Ивангород Свияжский.

1555 Святитель Гурий, архиепископ Казанский и Свияжский, заложил Успенский монастырь и поставил его настоятелем архимандрита Германа.

1556 Освящение Никольской церкви Успенского монастыря.

1560 Освящение Успенского собора.

1567 Кончина в Москве святителя Германа, архиепископа Казанского, первого настоятеля Успенского Свияжского монастыря.

1592 Перенесение мощей святителя Германа в Свияжск.

1695 Освидетельствование мощей святителя Германа. Успенский Свияжский монастырь становится центром общероссийского паломничества.

1731 В Свияжске учреждается Комиссия новокрещенских дел — центр православной миссии в Поволжье.

1877 Академик И. И. Срезневский ставит вопрос о сохранении уникальной фресковой живописи в Успенском монастыре.

1919 Обитель закрыта большевиками.

1922 Вскрытие мощей святителя Германа.

1997 В Успенском Свияжском монастыре возобновляется монашеская жизнь.

2000 Возвращение в обитель мощей святителя Германа.

детей и обращать поганых к вере — это и есть долг всех вас... Чернецы должны уподобляться апостолам, которых Господь наш послал учить и крестить людей неведущих».

В Свияжске архиепископ Гурий заложил монастырь в честь Успения Божией Матери, и поставил его настоятелем архимандрита Германа. Высокий сан настоятеля указывал на исключительное положение обители как миссионерского центра новых земель. Даже великая Троице-Сергиева Лавра в то время управлялась игуменом и стала архимандрией только через шесть лет после Свияжского монастыря.

Средств на устроение обители царь отпустил в изобилии, пообещав не жалеть их и впредь. Из тысячи рублей, ежегодно отпускавшейся на Казанскую епархию, Свияжский монастырь

Жители Казани. По мотивам иллюстраций Е. М. Корнеева к книге К. Рехберга «Народы России, или Описание нравов, обычаев и костюмов различных национальностей Российской империи» (1812—13).

Примерно так начинался Свияжск. Картина А. М. Васнецова «Монастырь в Московской Руси» (1910-е).

получал половину. При этом он богато снабжался продуктами питания — на содержание новокрещеных. Архимандрит Герман и братия занимались просвещением жителей правобережья Волги, так называемой Горной страны. К христианству миссионеры привлекали прежде всего примером собственной святой жизни и самоотверженным служением ближнему. Труды по обращению к вере, обучение новокрещеных грамоте, заботы об их материальном благополучии соединялись с личным подвижничеством иноков монастыря и особенно архимандрита Германа. Подвижник, нестяжательный до крайности, он в то же время неустанно украшал обитель, о чем свидетельствует сохранившаяся до настоящего времени крошечная — три на два метра — «Гер-мановская» келья неподалеку от прекрасного Успенского собора, величественность которого являла окрестным язычникам и мусульманам красоту и величие Бога христиан. По словам историка протоиерея Андрея Яблокова, «обитель вскоре становится предметом особого внимания народа: слыша о благочестивой жизни свт. Германа, народ толпами стал стекаться сюда — одни приходили принять благословение от святого мужа, другие принимали от него иноческое звание, некоторые искали у него убежища». В Свияжском монастыре приняли крещение тысячи жителей приволжской Горной страны. «Смиренные иноки силой своей веры сделали то, что до них никто не мог сделать, — писал профессор Казанской духовной академии И.М. Покровский.—