051. Свято-Успенский Свияжский монастырь, страница 7

051. Свято-Успенский Свияжский монастырь, страница 7

ИСТОРИЯ

ШШт

Город-остров, город-храм

Согласно историческому документу, Свияжск Иван Грозный построил по откровению свыше, которое получил, когда молился после очередной неудачной попытки взять Казань. Поверить в это не трудно — ведь царю тогда было всего двадцать лет...

Зимой 1550 года за тысячу километров от Казани, в угличских лесах, зазвенели топоры. Царь воплощал свое видение. Деревянный город в разобранном виде предполагалось сплавить по Волге от Углича на Круглую гору, которая находилась в пре

Герб Свияжска.

делах одного пешего перехода от столицы Казанского ханства в устье реки Свия-ги, установить на горе и оттуда «воевать Казань». Руководил постройкой города дьяк Иван Выродков. В апреле 1551 года караван судов, «везущи с собой готовы град деревян... того же лета нов, хитр сотворен», отправился вниз по Волге к выбранному месту. А уже через два месяца на Круглой горе стоял первый в Среднем Поволжье русский город, названный поначалу в честь своего основателя — Ивангородом. Его крепость по площади превосходила сооружения Московского Кремля. Участник казанского похода князь Курбский, прибывший в Свияжск с царем, рассказывал: «Мы пришли туда, как в свой дом после долгого и нудного пути... Здесь и купцов великое множество со многими това

рами, и во всем достаток, чего бы душа ни захотела». В Свияжске были построены первые в этом краю православные храмы. К концу XVI века в городе площадью около двух квадратных километров действовали три монастыря и девять церквей.

После Казанской кампании Свияжск постепенно утратил свое военное значение, а в последующие столетия — и торговое, но все же оставался тихим зажиточным уездным городком с белокаменными храмами, купеческими домами, прогуливающейся публикой. Кроме ремесел, торговли и ямского промысла, свияжские мещане занимались рыболовством, в старину свияжан даже звали лещевниками.

В 1918 году в Свияжске «решалась судьба революции». Дезорганизованные и деморализованные части Красной армии Троцкий заставлял воевать, расстреливая каждого десятого...

А позже приказал поставить в городе памятник Иуде Искариоту.

В советскую эпоху монастыри и храмы закрыли, частью разрушили. В городе размещались тюрьма, психиатрическая лечебница, интернат для умственно отсталых детей. В 1950-х годах, в связи с устройством Куйбышевского водохранилища, жителям города было предписано разбирать свои дома и переселяться в незатопляемые районы. Большая часть города вместе с посадом скрылась под водой, и на поверхности осталась лишь верхушка Круглой горы с ее церквами. Так Свияжск превратился в остров.

Однако жизнь здесь не прекратилась. Люди продолжают селиться в Свияжске — город-остров, по рассказам местных жителей, обладает таинственной аурой, которая кого-то отталкивает, а кого-то притягивает — навсегда.

монастырь, как и в другие обители, направлялись увечные солдаты с семьями для получения жалования из монастырской казны.

Тем не менее, по описи 1763 года Успенский Свияжский монастырь оставался самым богатым и влиятельным из всех монастырей Казанской епархии: ему принадлежало около 50 сел и деревень, с населением около 8000 человек. В 1764 году, согласно новому реестру, обитель была отнесена к первому классу.

Миссионерская деятельность в Казанской епархии, совсем было прекратившаяся, возобновилась в начале XVIII века. В 1731 году в Свияжске учреждается Комиссия новокрещенских дел, во главе которой встал иеромонах Алексей Раифский. Он обратил в Православие до 1300 чуваш, устроил школу для новокрещеных при Успенском Свияжском монастыре, настоятелем

которого являлся. В 1740 году Комиссия новокрещенских дел была преобразована в Новокрещенскую контору с окладом на миссионерские расходы в 10000 рублей. Возглавил ее настоятель Успенского монастыря архимандрит Димитрий (Сеченов), впоследствии архиепископ Новгородский, короновавший Екатерину II. По инициативе архимандрита Димитрия открылись школы для новокрещеных, действовала система различных льгот обращающимся в Православие. По статистическим данным, всего в 1741 —1756 годах в Казанской губернии приняло крещение 363879 человек.

Во второй половине XVIII века Успенский Свияжский монастырь дважды принимал царственных особ. В 1767 году Екатерина II во время своего плавания по Волге на галере «Тверь» прибыла в обитель и поклонилась святителю Герману. В 1798 году монастырь

посетил император Павел I с сыновьями Александром и Константином.

Развитие торговой и промышленной деятельности Казани в XIX веке нанесло сильный урон благосостоянию Свияжска. Численность его жителей сократилась, так что некоторые церкви уже не могли содержаться прихожанами и приписывались к другим храмам. Настоящим спасением для свияжских церквей стали щедрые пожертвования поселившейся в 1840-х годах в городе дворянки Надежды Ивановны Саврасовой, настоящей подвижницы благотворительности. В Успенском монастыре на ее средства обновили раку для мощей святителя Германа, иконостас, ризницу. Общая сумма пожертвований Саврасовой на Успенский собор обители превысила 10000 рублей.

Несмотря на экономический упадок, традиционная для Свияжска школьно-просветительская деятельность, можно