052. Монастырь Воронец (Румыния), страница 29

052. Монастырь Воронец (Румыния), страница 29

МОНАСТЫРЬ II МНР

Благочестивые румынские правители.

служить. Царь Федор Алексеевич пожаловал драгоценный крест в один из монастырей Буковины. На кресте была сделана надпись: «Сей крест пожаловал великий государь царь и великий князь Феодор Алексеевич, всея Великой и Малой и Белой России самодержец, в скитский пустынный Воздвиженский монастырь, который в Галицком повете. Лета от создания мира 7188 (1680), месяца июня во 2 день». Известный русский паломник инок Парфений, автор «Сказания о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Святой Земле», посетивший многие молдавские монастыри в 1840-х годах, писал: «Монастырь Сучавица, в котором хранится драгоценный крест, украшенный златом и камением драгим. Он пожертвован российским благочестивым царем Феодором в великий скит. Но когда австрийские императоры скит великий разорили и упразднили, то монахами сей крест перенесен в монастырь Сучавицу, где и доныне хранится». К концу XIX столетия след этого креста затерялся.

Весьма интересный пример русской благотворительности связан с церковью в окрестностях Брашова в Тран-сильвании. В течение длительного периода этот храм поддерживался на средства императрицы Елизаветы Петровны. В 1744 году она послала туда от себя множество разнообразных даров, включая полный набор богослужебных

тти

«Свет из Москвы идет к нам...»

26 октября 1624 года в столице Молдавского княжества Сучаве в семье не то торговца, не то мелкого землевладельца родился мальчик, получивший в крещении имя Димитрий. Ему было суждено стать митрополитом Молдавским, крупным писателем и издателем, видным церковным и общественным деятелем Досифеем (Ба-рилэ). О святителе Досифее, канонизированном в 2005 году Румынской Православной Церковью, русский церковный историк митрополит Арсений (Стадницкий) писал, что тот «принадлежит к числу знаменитейших архипастырей XVII века».

Святитель Досифей был убежденным сторонником объединения Молдавии с Московией. Спокойное развитие Молдавии, ее избавление от постоянных татарских и турецких набегов виделось ему только в союзе с могучей православной державой русских государей. В 1670-е годы он сделал первые попытки заручиться военной поддержкой Русского государства. В письме тех лет святитель, в частности, писал: «Свет из Москвы идет к нам...» В 1683 году митрополит Досифей лично возглавил посольство в Москву, предпринятое им с целью получить помощь царя в борьбе против турок. В 1686 году митрополит Досифей был пленен польским королем, захватившим также и величайшую святыню молдавского народа — мощи великомученика Иоанна Нового. Находясь в неволе, святитель не оставлял мощи, постоянно совершал службы. Там же, в изгнании, он писал многочленные трактаты, послания и поучения. Благодаря подвижнической деятельности святителя, его двор стал центром притяжения для всех православных жителей Польши. Не прерывал Досифей и контактов с Москвой, а также с Константинопольской Патриархией. Авторитет святителя был настолько высок, что ему даже удалось примирить митрополита Киевского Варлаама с Патриархом Иоакимом, когда те спорили по вопросу пресуществления Святых Даров.

На фреске монастыря Воронец слева изображена группа праведных святителей.

книг; дары были переданы ею с протоиереем Евстратием. Через пять лет государыня отправила в церковь три набора шитых золотом церковных облачений, замечательных по художественному исполнению и очень дорогих. А еще спустя два года храм под Брашо-вом был ею капитально отреставрирован, о чем сообщает памятная мраморная доска: «Это святое место возобновлено благочестивою щедростию Елисаветы Петровны, самодержицы всей России непобедимой, в 1751 году». В церкви хранился старинный помян-ник, переведенный с болгарского на румынский язык в 1752 году, в котором

упоминались русские правящие особы: «Императрица Российская Елисавета Петровна. Екатерина (видимо, Екате рина Великая). Император Российский Николай Павлович».

Это далеко не все случаи помощи русских государей валашским и мол давским церквям. Чтобы перечислить все самые известные примеры, потре буется слишком много места. Румыны чтили память царственных благотворителей. Инок Парфений писал о бу ковинских монахах: «Читают и поют по-славянски, по российским книгам; на ектеньях поминают благочестивейшего Российского императора».