052. Монастырь Воронец (Румыния), страница 17

052. Монастырь Воронец (Румыния), страница 17

ПУТЕВОДИТЕЛЬ

гаи яда

Памятник Петру Рарешу.

mm

Из истории искусства Румынии и Молдавии

В Молдавии во времена Стефана Великого (1457—1504) сложился вполне самостоятельный художественный стиль. Начиная с господарских дворцов и монастырей, распложенных на отрогах холмов, и кончая скромными деревенскими церквями — все архитектурные сооружения отличаются простотой уравновешенных объемов и линий — чертами, которые продолжали сохраняться и в XVI столетии. Среди произведений настенной живописи второй половины XV века, наряду с живописью алтаря и нефа в Воронеце, можно отметить фрески церкви св. Илии в Сучаве, росписи часовни монастыря Быстрицы, церковь в Балинешти.

Епископская церковь в Куртя-де-Арджеше.

Наивысшего расцвета румынская архитектура достигла в XVI веке. Тогда были сооружены монастыри Дялул и епископская церковь в Куртя-де-Арджеше, построенные с соблюдением византийских традиций. Весьма вероятно, что в их создании участвовали византийские мастера — во всяком случае, знатоки искусства отмечают определенное влияние византийских архитектурных принципов. Епископская церковь в Куртя-де-Арджеше построена в 1512—1517 годах. Она состоит из нефа с тремя апсидами, расположенными в форме трилистника. Над нефом возвышается купол на высоком барабане. Над западной частью здания высятся еще три башни с куполами; самая массивная (по оси здания) внутри опирается на 12 колонн. Фасад ритмично членен на отдельные поля, расположенные в два яруса и украшенные рельефными орнаментальными вставками. Богатый скульптурный орнамент сообщает монументальным формам церкви нарядный декоративный характер.

В XVII веке развитие румыно-молдавского искусства тормозилось политическим господством Османской империи, что стало заметно проявляться уже во второй половине XVI столетия. Тем не менее, к наиболее характерным чертам этой эпохи относится тесная связь между Румынией, Молдавией и Трансильва-нией, содействовавшая созданию единого румынского стиля.

восточных фасадах, представляющее множество ангелов, пророков, апостолов, святого воинства и прочих фигур, румынский ученый связывает с жизненными потребностями молдавского общества второй четверти XVI века. Отмечая «защитный» характер сюжетного состава наружных росписей церквей Молдовы, С. Уля объясняет эту общую для большей части всех внешних декораций особенность конкретной исторической действительностью и трактует их тематику как грандиозную молитву, обращенную к Спасителю с просьбой о защите национальной независимости. Светская, гражданственная по своему характеру концепция росписей была связана, по мнению Уля, с инициативой государства, тем более что первый памятник — церковь святого Георгия в Хырлеу — возник при дворе Петру Рареша. Ближайшие аналогии молдавскому феномену находятся в сербском искусстве XIV века.

Роспись церкви монастыря Воронец представляет собой классический образец молдавской живописи эпохи Средневековья в целом и периода правления Петру Рареша в частности. Цветовая палитра, применявшаяся живописцами Молдавии, к середине XVI века становится очень разнообразной и глубокой, используется насыщенный лазоревый фон, так называемая воронецкая синь. Изображения людей, их одежд, всевозможных предметов почти реалистич

ны. К примеру, по одеяниям крестьян, а также внешнему виду альпгорнов можно судить, что авторы фресок были именно молдаванами. Альпгорн на стенах Воронеца изображен в качестве трубы Страшного Суда. Отдельные сцены, представленные на фасадных

воронецких фресках, обрамлены рамками, что подчеркивает гармоничную взаимосвязь между стенописью и архитектурой. Растительный декор состоит из переплетающихся стеблей и листьев, это вполне характерно для молдавской орнаментации рукописей и надгробий.