052. Монастырь Воронец (Румыния), страница 19

052. Монастырь Воронец (Румыния), страница 19

ПУТЕВОДИТЕЛЬ

в пронаосе обновлены митрополитом Феофаном в 1550 году): в алтаре помещены евангельские сцены «Тайная вечеря», «Омовение ног», святительский чин; в конхе южной апсиды — «Преображение», «Моление о чаше»; на своде

пронаоса — центрическая композиция Богоматерь Оранта с Младенцем в окружении ангелов и пророков. Внутренние фрески экзонартекса выполнены при Григории Рошке одновременно с внешней росписью.

Внизу слева: Трубящий ангел призывает восстать мертвых. Дикие звери изрыгают съеденных ими людей.

Внизу: Фрагмент композиции «Моление всех святых».

В практике монархов всего мира одним из важнейших и наиболее действенных приемов закрепления дружественных или союзнических отношений с соседями являлись династические браки. По таким бракам можно судить о политическом весе участников матримониальных предприятий, их предпочтениях в делах международных отношений, тонких нюансах политических игр. Одним из подобных примеров является бракосочетание дочери молдавского господаря Стефана Великого Елены и Ивана Молодого, старшего сына и соправителя великого князя Московского Ивана III. В 1480 году Стефан Великий направил в Москву посла. Он искал союза с набиравшим силу Русским государством и его могущественным правителем, слава о котором тогда распространилась и за пределами Руси. Иван III тоже был наслышан о своем великом современнике, который буквально на пустом месте создал крепкое Молдавское княжество и практически в одиночку сдерживал турок в южной части Восточной Европы. Династический брак был выгоден обо

правителя, долго колебался в передаче права наследования престола. В феврале 1498 года Дмитрий-внук был объявлен соправителем. Церемония передачи наследства явилась настолько торжественной, что ее называют первым в русской истории венчанием на царство. Считается, что объявление Дмитрия-внука соправителем отразилось в одном замечательном памятнике древнерусского искусства — шитой пелене, выполненной по заказу Елены Волошан-ки. Историк М.В. Щепкина была уверена, что на пелене изображен торжественный выход Ивана III и всего его семейства во время февральской коронации 1498 года. Иван III изображен слева от иконы Пресвятой Богородицы, его отличает раздвоенная седая борода и нимб вокруг головы — символ сакрального характера княжьей власти. За Иваном III в высоком головном уборе стоит будущий великий князь Василий III. А сразу за ним — Дмитрий-внук, совсем еще юноша, тоже с нимбом вокруг головы. Это одна из первых светских картин Древней Руси.

ш*м

Пелена Елены Волошанки

им правителям. Выехавшие с ответным визитом русские посланники вернулись в Москву в 1482 году уже вместе с Еленой Стефановной, про-

В конце правления Ивана III при дворе началась острая борьба аристократических кланов за право наследования престола. Во гла-

Знаменитая пелена Елены Волошанки.

званной на Руси Волошанкой. Вскоре была сыграна свадьба, наследник престола великого княжества Московского породнился с молдавским господарем. От этого брака родился княжич Дмитрий, в жилах которого текла кровь двух выдающихся дедов — Ивана III и Стефана Великого.

ве одного из них стояла вторая жена государя Софья Палеолог и ее сын, будущий великий князь Василий III. Во главе другой — Елена Во-лошанка и Дмитрий-внук. Страсти разгорелись после смерти Ивана Молодого в 1490 году. Иван III, потерявший наследника и со