052. Монастырь Воронец (Румыния), страница 16

052. Монастырь Воронец (Румыния), страница 16

ПУТЕВОДИТЕЛЬ

Царские врата и иконостас воронецкого храма.

изображение Страшного Суда — самая напряженная и драматическая часть фрескового ансамбля, которая не должна была дробиться и разрываться проемами.

В XVI столетии в монастыре построили защитные стены, башнеобразную колокольню и кельи, не сохранившиеся до нашего времени. Фундаменты древних строений можно наблюдать вдоль современной южной части стены. В юго-западной части монастырского комплекса на старинных фундаментах недавно было возведено новое здание.

mm

Альпгорн (Alpenhorn) — старинный духовой инструмент, которым пользуются пастухи в Альпах. Представляет собой прямую коническую трубу длинной 1,5— 1,9 метра, сколоченную из деревянных дощечек, с мундштуком из твердого дерева. В Молдавии альп-горну соответствует бучум.

сжрззы священном истории

Для искусства Молдовы середины XVI века характерен очень любопытный феномен — сплошные фасадные росписи памятников архитектуры. Как отмечал искусствовед А.Н. Грабар, «почти совсем неизвестные в других православных странах» наружные росписи храмов «внезапно появились и внезапно исчезли в Молдове». Пер

вым в ряду памятников со сплошной наружной росписью стал храм святого Георгия в Хырлеу (расписан в 1530 году), последним — Воронец (расписан в 1547 году тщанием митрополита Григория Рошки). Высказывались разные предположения, призванные объяснить данное явление. Историк искусства М. А. Орлова указывает, что

уже в правление Стефана Великого и обретшее логическое завершение при его преемнике Петру Рареше; и появление новых архитектурных форм, требовавших нового декоративного решения. Выдвинуто множество гипотез, среди которых особенно выделяется концепция румынского историка искусства С. Уля, попытавшегося ответить

Вверху слева: Распятие. Фрагмент композиции «Древо Иессеево».

Вверху справа: Эпизоды из Жития святителя Николая Мирликийского в левой части южного фасада.

среди выдвинутых объяснений — и техническая необходимость размещения больших фресковых ансамблей в сравнительно небольших по размеру молдавских храмах; и расширение декоративного метода, наметившееся

на вопрос, почему именно во времена Петру Рареша возникли эти колоссальные фресковые циклы. Исследователь считает, что годы, предшествовавшие правлению Петру Рареша, и первый период его пребывания у власти были отмечены особой активизацией турок на границах Молдовы — в 1538 году они вторглись в страну и окончательно прибрали ее к рукам. Все основные циклы композиций на фасадах памятников, в частности «Древо Иессеево», «Страшный Суд» и своеобразное воспроизведение высокого иконостаса на