052. Монастырь Воронец (Румыния), страница 15

052. Монастырь Воронец (Румыния), страница 15

ПУТЕВОДИТЕЛЬ

Знаменитые «молдавские арки».

арки, идущие от стен, несут меньший пояс арок, опирающихся своими основаниями на вершины арок первого пояса. Благодаря этому возникает возможность избежать устройства большого и грузного каменного купола, покоящегося на барабане, и создать упругую и сравнительно облегченную конструкцию перекрытий самой обширной по площади центральной части здания. Снаружи конструкция оформлена как одна или несколько баз, несущих купол и подчеркивающих легкость барабана, на котором он покоится. Барабан украшен шестнадцатью вытянутыми нишами с арочным завершением, каждая четвертая ниша имеет окно. Над нишами идет ряд в 32 гораздо меньших ниши.

Первоначальный облик храма показан на ктиторской фреске (западная стена наоса) с изображением основателя в окружении членов семьи, которые предстоят Христу, восседающему на троне; в руках святого Стефана Великого модель храма — массивные стены прорезаны узкими окнами на апсидах и в пронаосе, крутая кровля подчеркивает высоту здания, барабан главы установлен на квадратном основании, апсиды и глава имеют шпилеобразные

шш1

Триконх — тип средневекового христианского храма (или его восточной части). Трехлепестковый план создается апсидами, примыкающими с трех сторон (восток, север, юг) к квадратному в плане внутреннему помещению.

завершения (ныне заменены единой кровлей). Полукружия апсид и цилиндрический барабан главы сохранили первоначальные декоративные элементы — удлиненные вертикальные ниши, над которыми расположен карниз, состоящий из ряда небольших ниш. В верхней части фасадов помещены восточно-византийские цветные изразцы.

Знаменитый исследователь архитектуры Георг Бальш писал, что молдавские храмы конца XV века и отчасти

следующего столетия являются по сути своей византийскими, но выстроены они архитекторами, творчество которых явно находилось под влиянием готических образцов. Так, планировка и пространственные решения внутренних частей вполне находятся в русле византийских и южнославянских традиций, однако внешний облик с его контрфорсами, а также оконными и дверными проемами очень близок западноевропейской высокой готике. Возможно, готическое влияние распространилось на Молдавию через Трансильванию и Польшу, откуда были приглашены мастера для строительства храмов Стефана Великого и его ближайших преемников.

В 1547 годы митрополит Молдовы Григорий Рошка пристроил к храму закрытый внешний притвор (экзонар-текс). Оформление окон притвора выполнено в готическом стиле: типичные стрельчатые проемы разделены по центру на две части продольной каменной планкой, завершающейся витиеватым орнаментом. Северные и южные двери притвора обрамлены простыми прямоугольными с небольшой перспек

тивой порталами, что соответствует переходному периоду от готических к ренессансным принципам архитектуры. В западной стене притвора окна и двери отсутствуют. Очевидно, по замыслу митрополита Григория Рошки, там сразу должно было находиться

Башенка над воротами монастыря.