053. Богоявленско-Анастасиин монастырь, страница 15ПУТЕВОДИТЕЛЬ Исследователи, изучавшие фрески Богоявленско-Анастасииного собора, пришли к выводу, что И. В. Баженов верно установил авторство росписей. Действительно, в 1667—72 годах в храме трудились Гурий Никитин и Сила Савин. Но оказалось также, что и до них в соборе были фрески. Искусствовед В. Г. Брюсова свидетельствует: «Роспись верхних частей внутреннего помещения собора — барабанов, арок, сводов и алтарной конхи — отличается от росписи нижележащих участков — стен и столпов — как по техническим особенностям, так и по стилю. Если фрески на стенах бесспорно созданы в 1667—1672 годах (не считая отдельных участков стенописи, написанной на новой штукатурке при перестройке храма), то роспись "верхов" есть основание датировать второй половиной XVI века. При "возобновлении" стенописи в XVII веке роспись верхних участков была сохранена от первоначального времени и лишь частично переписана. В основном, по-видимому, сохранен и иконографический состав росписи...» Печальная участь ожидала Богоявленский собор после пожара 1847 года: его предполагалось разобрать. Однако Господь не попустил разрушения древней святыни, и она обрела новую жизнь. Реконструированный Бого-явленско-Анастасиин собор получил следующий вид: «Нынешний Богояв ленский соборный храм состоит из уцелевшего после пожара древнего собора с обращением его в алтарь и трех новых к нему пристроек: с западной, южной и северной сторон. Пристройка обширная, образовавшая собою церковь и имеющая соответственную древнему собору высоту, опирается на четыре громадные столпа, поддерживающие дугообразный свод. Над нею устроен пятиглавый каменный купол с позолоченными крестами; по углам ее и над фронтонами с трех сторон также — главы небольшие с крестами. Тотчас по вступлении в притвор, внутренность соборного нового храма приводит посетителя в великое восхищение. Обширная и очень высокая арка в древней западной стене открывает величественный алтарь, в который обращен старинный собор... В новой пристройке стены, столбы, своды и арки расписаны священными изображениями; на стенах древнего собора — ныне алтаря — с великим тщанием очищены и возобновлены без всяких изменений старинные фресковые священные изображения» (описание взято из исторического очерка И. В. Баженова). Освящение обновленного Богоявленско-Анастасииного собора состоялось 28 декабря 1869 года. Действующим храм оставался до декабря 1925 года, когда власти «изъяли» его у Церкви и отдали под губернский (впоследствии — областной) архив. После пожара, произошедшего в архиве 16 августа 1982 года, собор принялись реставрировать с целью устроить в нем музей декоративно-прикладного искусства, а в алтарной части оборудовать органный зал. К счастью, планы эти не сбылись: в 1990 году Богоявленско-Анастасиин храм был передан епархии и стал кафедральным собором Костромы. Слева: Внутреннее убранство собора. Внизу: Храм во имя вмч. Никиты, при. Никиты Костромского и при. Сергия Радонежского в подклете Богоявленско-Анастасииного собора. s месть, смоленской иконы ьожнен м^терн Этот небольшой храм возводился (или, вернее, переоборудовался из юго-западной башни монастырской ограды) в 1824 году, когда настояте лем Богоявленского монастыря был архимандрит Макарий. Новый храм заключил под своими сводами почитаемую Смоленскую икону-фреску Божией Матери и, соответственно, получил имя Смоленского. Строителем его был, вероятно, губернский архитектор П. И. Фурсов, а средства на |