053. Богоявленско-Анастасиин монастырь, страница 18

053. Богоявленско-Анастасиин монастырь, страница 18

<! CJ И

£ г

ЧЭДШРШ ФР65КЛ

Более трехсот лет пребывает в Богоявленско-Анастасиином монастыре Смоленская икона-фреска Божией Матери. Для искусствоведов она—уникальный памятник церковной старины. Для верующих людей — неиссякаемый источник милостей Божиих.

Вверху: В отличие от прочих храмов Богоявленского монастыря, Смоленская церковь после пожара 1847 года была очень быстро восстановлена — «ради чудесно сохранившейся в ней иконы Божией Матери».

Слева: Смоленскую икону-фреску Божией Матери, согласно преданию, точность которого подтвердили многие исследователи, создал знаменитый мастер Гурий Никитин.

Яолгие годы трудился игумен Герасим над строительством и украшением обители. Год 1672-й должен был быть особенно памятен ему. Именно в этом году артель Гурия Никитина и Силы Савина завершила росписи Богоявленского собора, и именно в этом году— как предполагает большая часть исследователей — была создана Смоленская икона-фрес-ка Божией Матери, прославившаяся многочисленными чудотворениями и глубоко почитаемая православными костромичами. Вероятно, писал фреску сам Гурий Никитин.

Фреска, изображающая Пресвятую Богородицу с Предвечным Младенцем на руках, первоначально находилась на внешней стене юго-западной башни монастырской ограды, над воротами. В 1779 году, когда случился страшный пожар, погубивший значительную часть построек Богоявленской обители,

Смоленская икона-фреска Божией Матери чудесным образом осталась совершенно невредимой. Вот что говорит об этом архимандрит Афанасий (Дроздов), автор «Исторических сведений о Костромском Богоявленском монастыре с XV по XIX век» (1837): «Юго-запад-ная башня и особенно та стена башни, на которой изображена святая икона, была, так сказать, в непосредственном соприкосновении с ужасными волнами пламени, с особенной яростью свирепствовавшего над зданиями, ее окружавшими; несмотря на то, как икона, так и деревянная киота на ней остались невредимыми...» И далее: «С сего времени, как уверяет предание, началось особенное чествование иконы Смоленской Божией Матери».

Чудесное спасение иконы от огня настолько поразило костромичей, что уже вскоре после пожара сочли нужным к юго-западной башне обители при

строить часовню — чтобы люди могли беспрепятственно молиться перед образом Пресвятой Богородицы. Известно (об этом, в частности, пишет Баженов), что в последующие годы «при посредстве иконы Преблагословенной Девы открылся ряд благодатных явлений Божия милосердия страждущим и всем прибегавшим к Ней с верою и усердием православных христиан».

Невредимой осталась икона Божией Матери и во время пожара 1847 года, послужившего причиной к упразднению Богоявленского монастыря, — хотя сама Смоленская церковь выгорела полностью. Ради поразительного (второго уже!) спасения иконы от огненной стихии Смоленский храм отреставрировали на удивление быстро, и уже в 1850 году перед образом вновь совершались молебны.

Как мы говорили выше, после революции власти почти сразу нацели-