053. Богоявленско-Анастасиин монастырь, страница 21

053. Богоявленско-Анастасиин монастырь, страница 21

святыни

и благоверный великий князь Василий гонит необычно и чает себе некакого зверя видети или како бы ему улучити вещь сию тленную. Оле неизреченнаго чудесе! Како внезапу вместо тоя вещи улучися ему видети и достигнути места, идеже стоит образ Пресвятые Богородицы. Он же от радости слез исполни-ся, неизреченнаго ради чудесе Божия Матере».

Интересно, что накануне явления иконы князю Василию, в день Успения Пресвятой Богородицы, многие костромичи видели на улицах города воина, несшего в руках образ Божией Матери. В воине этом узнали — по его изображению в костромском соборе — великомученика Феодора Стратилата.

Икона, согласно «Сказанию», явилась князю Василию «на соснове древе». Князь хотел снять образ с ветвей — но он поднялся в воздух. Только священники, призванные Василием Ярослави-чем, смогли взять образ и перенести его в Феодоровский собор Костромы, где он и пребывал долгое время. На месте же явления иконы Божией Матери поставили храм Спаса-на-Запрудне (в тот день, когда была обретена икона, Православная Церковь вспоминает Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа).

В память явления чудотворной иконы Божией Матери было установлено празднество, совершаемое 16 (29 по новому стилю) августа. Издавна утвердилась традиция отмечать этот день крестным ходом от городского собора к храму Спаса-на-Запрудне (позднее вокруг храма образовался Спасо-За-прудненский монастырь). Большевики крестный ход запретили, и возродился этот обычай только в 1990 году.

Уже в Костроме от Феодоровской иконы Божией Матери проистекали различные чудеса. В «Сказании» содержится в качестве отдельной главы «Чудо Пресвятыя Богородицы о погоревшей соборной церкви и о ис-хождении чудотворнаго Ея образа из огня». Составитель «Сказания» рассказывает о пожаре (не первом уже) в соборной церкви великомученика Феодора Стратилата, где хранился в то время Феодоровский образ. Пожар, очевидно, начался внезапно, и ни утвари, ни чудотворной иконы вынести из собора не успели. В скорби стояли

Скульптурное изображение вмч. Феодора Стратилата было установлено несколько лет назад у стен Богоявленско-Анастасии-ного собора. В руках святой держит икону Божией Матери.

люди, «друг ко другу глаголаху: "Се грех ради наших Бог наказует нас"». Внезапно их поразило видение: «образ Пресвятыя Богородицы на воздусе превознесен над пламенем великим и никим держим бысть». Костромичей, увидевших, что образ спасен из пожара, охватил страх — не уходит ли от них чудотворная икона? Автор «Сказания» так описывает картину народного горя: «И вси людие такожде видевше на воздусе образ Пресвятыя Богородицы

крнтшт

Оборотная сторона иконы

Феодоровская икона Божией Матери — двусторонняя. На оборотной стороне ее изображена мученица Параскева, нареченная Пятницей. Родители святой были богобоязненными христианами и особенно почитали день страданий Спасителя — пятницу, поэтому когда у них родилась дочь, они назвали ее Пятницей (Параскевой по-гречески). На Руси мученица, претерпевшая смерть за Христа в III веке, пользовалась особенной любовью и почитанием. Она считалась охранительницей семейного благополучия, помощницей в рождении и воспитании детей, покровительницей полей и скота. Во имя св. Параскевы освящались многочисленные храмы и часовни (здесь уместно вспомнить церковь Параскевы Пятницы на Торгу в Великом Новгороде, построенную на рубеже XII—XIII веков).

Появление на обратной стороне Феодоровской иконы Божией Матери изображения мученицы Параскевы связывают с женитьбой благоверного князя Александра Невского на дочери полоцкого князя, ибо святая Параскева считалась покровительницей Полоцкого княжеского дома.

На этой фотографии хорошо видна обратная сторона Феодоровской иконы Божией Матери с поясным изображением св. мученицы Параскевы.