053. Богоявленско-Анастасиин монастырь, страница 24«ровный тщж Б^г^Бедения»В 1814—1847 годах в Богоявленском монастыре находилась Костромская духовная семинария — одна из старейших наших духовных школ, воспитавшая для Русской Церкви и России немало достойных деятелей.Годом рождения Костромской духовной семинарии считается 1747 год. Но подготовка к ее созданию началась еще в ноябре 1745 года, когда на молодую Костромскую кафедру был назначен епископ Сильвестр (Кулебяка; 1701 или 1704—1760), вы ученик Киево-Могилянской академии (а впоследствии — ее ректор, один из лучших в истории академии преподавателей догматического богословия). Трудно создать нечто из ничего. Найти пригодное помещение, преподавателей, организовать учебный процесс, набрать учеников. И последнее оказалось труднее всего. Духовенство, еще с петровских времен подозрительно относившееся ко всяческим «наборам» и «мобилизациям», да и, что греха таить, не отличавшееся образованностью, горой стояло за своих сынов. Напрасно епархиальное начальство в своих указах особо подчеркивало то, что ученики новообразованной школы будут пользоваться казенным содержанием, учиться по книгам архиерейского дома. Поповичи в науку не шли. А когда за ними приезжали посыльные из консистории, родители укрывали их, говоря, что, мол, сын ударился в бега. Тех же, кого удавалось «отловить», снаряжали в путь под стоны и плач домашних. Тем не менее, меры, принятые владыкой Сильвестром, принесли плоды: Ипатьевский монастырь — колыбель не только Дома Романовых, но и Костромской духовной семинарии. в семинарию набрали 20 учеников. Разместилась «епаршеская школа» первоначально в Ипатьевском монастыре, под непосредственным присмотром архиерея (монастырь был приписан к архиерейскому дому). В 1750 году владыку Сильвестра отозвали в Петербург. Возведенный в сан архиепископа, он возглавил Санкт-Петербургскую епархию. В Костроме же дело просвещения без него совершенного расстроилось. Как распустили учеников на летние «вакации» в 1750 году, так больше и не видали их. Назначение нового архиерея в Кострому откладывалось, а вместе с тем от кладывалось и налаживание школьной жизни. Только в 1753 году новоназначен-ный архиерей — епископ Геннадий (Андреевский) — взялся за несознательных отпрысков духовенства засучив рукава. Епископ Геннадий, тоже, как и владыка Сильвестр, учился в Киево-Могилянской академии, а впоследствии был ректором < ^лавяно-греко-латинской школы в Пскове, так что необходимый опыт он имел. При нем школа переехала из Ипатьевского монастыря ближе к центру Костромы, поместившись в пустующих зданиях Симеоновской обители, что стало облегчением и для ипатьевских иноков, и для учеников-костромичей. Но «настоящим основателем» Костромской духовной семинарии стал, по мнению многих историков, возглавивший епархию в 1758 году епископ Дамаскин (Аскаронский), киевлянин по рождению и образованию. Вблизи Спасо-Запрудненского монастыря, на месте явления Феодоровской иконы Божией Матери, он обустроил целый семинарский городок. При нем суще- |