053. Богоявленско-Анастасиин монастырь, страница 27МОНАСТЫРЬ II МИР ДНЖТ1 Апостол Алтая — ректор Костромской семинарии В 2000 году Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви «за праведное житие, равноапостольные труды по переводу Священного Писания на алтайский язык и распространение на Алтае веры Христовой» в лике преподобных был прославлен архимандрит Ма-карий (Глухарев; 1792—1847). Память его благоговейно сохраняется и в Костромской духовной семинарии, ректором которой он являлся несколько лет, и в стенах Бо-гоявленско-Анастасииного монастыря (ибо именно под руководством прп. Мака-рия строилась Смоленская церковь, ставшая своего рода «ковчегом» для Смоленской иконы-фрески Божией Матери). Приняв под свое управление Костромскую духовную семинарию, святой, по словам одного из современников, «всемерно старался поселить дух Христов в заведении, для сего устроенном». И далее: «Ему хотелось, чтобы духовный рассадник Боговедения был вместе и рассадником Богоподобия». Ни для кого не секрет, что нравы «бурсы» в то время оставляли желать лучшего. От этих нравов пострадал в свое время и сам преподобный Макарий. Еще будучи воспитанником Вяземского духовного училища, он однажды не успел приготовиться к занятиям (хотя вообще отличался прилежанием), и учитель пригрозил ему: «Если ты опять не выучишь урока, я спорю тебе всю кожу от шеи до пят». Мальчик воспринял эту угрозу всерьез и, возвращаясь домой, проплакал всю дорогу. После этого случая он серьезно за болел и чуть не умер. «С тех пор и грудь, и голос у меня стали слабы», — рассказывал впоследствии сам преподобный Макарий. Болезнь выра- ромской семинарии «устроить все ко благу», прп. Макарий нажил себе немало недоброжелателей. Поначалу даже семинаристы, ради пользы которых он старался, невзлюбили нового ректора. Келейник его (впоследствии забайкальский миссионер иеромонах Израиль) вспо- Слева: Преподобный Макарий (Глухарев). Внизу: Успенский кафедральный собор Бийска. Здесь, в Бийске, находился центр Алтайской духовной миссии. деятелем, и, не находя полного сочувствия благородным своим стремлениям, сильно скорбел и, преогорченный, взволнованный, прибегал иногда к довольно крутым мерам, вызывавшим нередко открытое сопротивление со стороны воспитанников». Однажды кто-то из семинаристов даже бросил из окна в отца-ректора камнем и попал ему в плечо. Поразительна была реакция преподобного: он, не ища виноватых, собрал всех семинаристов и кротко побеседовал с ними. После этого, как свидетельствует очевидец, «сделался перелом в нравах и обычаях духовного юношества». Но с преподавателями семинарии у архимандрита Ма-кария отношения не сложились. Некоторые из них уважали его, другие, напротив, не понимали и стремились всячески противодействовать. Преподобный вынужден был подать просьбу об увольнении, ссылаясь на «слабость сил духовных и расстройство телесных». Епископ Самуил, знавший о семинарских коллизиях, дал ход прошению, сопроводив его следующим отзывом об архимандрите: «При строгой, прямо монашеской жизни и честном поведении, часто примечается задумчивым, часто вспыльчивым. Подвержен частым припадкам. Крайне слабогла-сен. К продолжению должностей впредь кажется мало надежным». Итак, в 1824 году прп. Макарий покинул Кострому. Впереди его ждали беспокойные странствия по монастырям, духовное совершенствование в Глинской пустыни и миссионерские тропы Алтая. ботала в нем и определенные минал: «Строгий до крайно- психологические особенно- сти к самому себе, снедался сти — порывистость, нетер- он ревностью и о благе той пеливость. Взявшись в Кост- среды, в которой был первым Первое время училище существовало в очень сложных условиях, но это не охлаждало энтузиазма ни преподавателей, ни студентов. Один из них писал: «Пусть не устроен быт... главное, что положено начало. Пройдут годы, и с гордостью мы будем вспоминать, что были первыми. Пусть нам было неуютно, порой трудно, но мы не унывали, не падали духом, жили надеждой и верой». В 1991 году училищу передали бывший трапезный корпус Богоявленско-Ана-стасиина монастыря, а в 1996 году состоялось долгожданное преобразование училища в семинарию. |