053. Богоявленско-Анастасиин монастырь, страница 29

053. Богоявленско-Анастасиин монастырь, страница 29

МОНАСТЫРЬ II МНР

Насельницы монастырской богадельни во имя святой равноапостольной Марии Магдалины с игуменией Иннокентией (Травиной).

дилась к одним только административным и хозяйственным делам. Она действительно входила в жизнь своих питомиц, и они грелись в лучах ее любви и заботы. Многие из них впоследствии трудились в других благотворительных заведениях, основанных ею. Так рождались традиции милосердия.

Среди всех учреждений, опекаемых неутомимой игуменией, особенное значение имели народные лечебницы и фельдшерские курсы. Народные лечебницы создавались по совету и под патронажем императрицы Марии Александровны. Первая из них «вступила в строй» в 1873 году. Она представляла собой корпус с палатой на 9 кроватей, приемным покоем, аптекой (лекарства в ней отпускались безвозмездно), лабораторией и подсобными помещения для сестер. Спустя недолгое время игумения Мария организовала также сельскую лечебницу (в 17 верстах от Костромы), устроенную по тому же принципу, что и городская больница. Затем открылись еще два сельских лечебных пункта с возможностью стационарного пребывания в них нескольких больных.

Что касается фельдшерских курсов, то они возникли из того небольшого «практического семинара», что существовал в целях подготовки сестер милосердия для собственных нужд монастырских лечебниц. Немалая польза этих курсов стала очевидной уже во время русско-турецкой войны 1876—77 годов, позже их выпускницы трудились и на мирном поприще. Так, И. В. Баженов пишет: «Считаем необходимым.. . упомянуть о деятельности воспитанниц Богоявленско-Анастасии-на монастыря в качестве сестер милосердия в борьбе с холерной эпидемией в 1892 году, когда Главным Управлением Общества Красного Креста командирован был отряд в 20 сестер милосердия в губернии Саратовскую и Астраханскую и затем в Воронежскую губернию. Полезная и самоотверженная деятельность этих сестер была в свое время засвидетельствована лицами, близко стоявшими к делу борьбы с эпидемией холеры, и темы

врачами, в помощь которым они были командированы».

Важно еще, что простые горожане и крестьяне, обращаясь за помощью в лечебницы Богоявленско-Анаста-сииного монастыря, испытывали к ним несравненно большее доверие и уважение, чем к соответствующим земским учреждениям. Кроме лекарств и ухода,

Воспитанницам приюта, устроенного при Богоявленско-Анастасиином монастыре, были созданы условия не только для получения общего образования, но и для развития творческих способностей. На фото: художественная мастерская.

страждущим в монастырских больницах подавалось и духовное утешение. Например — сестры читали им книги духовно-нравственного содержания. Отмечалось, что «больные, преимущественно из не образованного, но верующего народа, с сердечным умилением

внимают этим чтениям и называют монастырские лечебницы духовными врачебницами».

На протяжении нескольких десятилетий традиции милосердия в советском государстве уничтожались. В социально-медицинских учреждениях люди подчас не получали ничего, кроме унижений. А число брошенных детей и стариков все росло и росло. Конечно, в одночасье подобную ситуацию переломить невозможно. Но насельницы Богоявленско-Анастасииного монастыря, руководствуясь примером игумении Марии, вносят свой вклад в ее преодоление. С самого начала возрождения обители здесь существовали и богадельня, и детский приют. Первыми воспитанницами приюта стали десять девочек (от 4 до 12 лет), направленные сюда органами социальной опеки. У многих детей были различные нарушения физического и психического характера. За несколько лет жизни в монастыре состояние воспитанниц существенно улучшилось, они стали походить на детей, живущих в дружной и крепкой семье. Учеба, занятия рукоделием и рисованием, пение в хоре, наконец, посещение служб и причащение Святых Тайн — все это способствовало и развитию способностей девочек, и их нравственному возрастанию. В 1998 году Святейший Патриарх Алексий II наградил монастырский приют, носящий имя великого пастыря Иоанна Кронштадтского, орденом святого благоверного царевича Димитрия. Но лучшая и главная награда приюта — светлые девичьи лица его воспитанниц.