053. Богоявленско-Анастасиин монастырь, страница 26

053. Богоявленско-Анастасиин монастырь, страница 26

МОНАСТЫРЬ II МИР

было сомнения, не было самой возможности сомнения в том, что она нас породила и она нас питает, что мы готовимся ей служить и готовимся оказывать ей повиновение, и всякий страх, и всякую любовь».

Среди преподавателей и выпускников Костромской духовной семинарии ее «богоявленского» периода было, помимо Страхова, немало приметных личностей. Так, в 1821 году ее ректором (и одновременно настоятелем Богоявленского монастыря) стал преподобный архимандрит Макарий (Глухарев), часто именуемый «апостолом Алтая». С 1837 по 1839 год семинарию возглавлял архимандрит Платон (Городецкий), впоследствии немало потрудившийся на миссионерском поприще и приведший в лоно Пра-

Маршап Советского Союза А. М. Василевский, выученик Костромской духовной семинарии, «сын служителя культа». Долгие годы он не имел возможности общаться со своими родителями — только из-за того, что его отец был псаломщиком в церкви.

вославной Церкви многих униатов и старообрядцев. Закончил он свою земную жизнь на Киевской кафедре. Среди питомцев Костромской семинарии в бытность ее в Богоявленском монастыре можно назвать митрополита Киевского Арсения (Московина), архиепископа Казанского Афанасия (Соколова), епископа Порфирия (Успенского), возглавившего в 1847 году только что основанную Русскую духовную миссию в Иерусалиме, протоиерея А. В. Горского, ректора Московской духовной семинарии.

Пожар 1847 года положил конец как пребыванию семинарии в Богоявленском монастыре, так и самому монастырю в прежнем его виде. По распоряжению епископа Иустина (Михайлова) семинария поместилась в одном из двух так называемых «соборных» домов близ кафедрального собора, где оставалась вплоть до 1866 года. Здание это зани-

Бывший трапезный корпус Богоявленско-Анастасииного монастыря. Именно здесь размещается сейчас Костромская духовная семинария.

мало прежде одно только Костромское духовное училище, сформированное из младших классов семинарии после пожара на Запрудне. Теперь училищу пришлось значительно потесниться — ему отвели только первый этаж. Второй этаж отдали семинаристам. Но и им здесь было тесно. В соборном доме располагались только классы — ни для лазарета, ни для столовой, ни для жилых комнат места не хватило. Семинарской церковью служил маленький Смоленский храм Богоявленского монастыря (единственный храм, который, как мы помним, был отреставрирован вскоре после упразднения обители в 1848 году).

Наконец, в 1866 году трудами епископа Платона (Фивейского) епархии удалось приобрести для семинарии комплекс зданий на Верхней Набережной. (Символично, что и возрождение Богоявленско-Анастасииного монастыря, начавшееся несколькими годами ранее, было инициировано именно владыкой Платоном.) Здесь, на Верхней Набережной, Костромская семинария существовала в несравненно лучших условиях, имея в достатке и жилые, и учебные, и хозяйственные помещения, а также собственный храм. В 1887 году при семинарии открылась церковноприходская школа.

Свой полуторавековой юбилей Костромская духовная семинария встретила в цветущем состоянии. Впереди было еще одно примечательное торжество — встреча императорской фамилии в 1913 году в связи с празднованием 300-летия Дома Романовых. К визиту императора Николая II и членов его семьи в Костроме открылась выставка, в одном из павильонов которой были представлены материалы по истории семинарии. Кто бы мог предположить тогда, что спустя пять лет старейшее учебное заведение Костромской губернии прекратит свое существование?

С началом Первой мировой войны жизнь семинарии резко переменилась. На фронт ушли 40 учеников старших классов (в их числе — A.M. Василевский, будущий Маршал Советского Союза). Часть помещений в семинарских зданиях занял военный госпиталь.

Последний свой выпуск Костромская духовная семинария сделала в мае 1918 года. Летом ее закрыли (предварительно, правда, издевательски предложив «реформироваться в общеобразовательную школу общего типа»), а строения передали в ведение жилотдела горсовета, при этом основательно «уплотнили» и квартиры преподавателей. Многие выпускники семинарии при новой власти претерпели мученическую кончину.

Возрождение семинарии началось в 1990 году, когда архиепископ (тогда — епископ) Костромской и Галич-ский Александр сумел добиться открытия в небольшом доме при Воскресенском соборе епархиального училища. Приняты в него были всего 18 человек.