053. Богоявленско-Анастасиин монастырь, страница 22

053. Богоявленско-Анастасиин монастырь, страница 22

святыни

над пламенем стоящ и болезненно сте-наше и вопиюще с плачем и со слезами из глубины сердца своего воздыхающе, душею же и умом смятошася, от жалости вопиюще и в перси своя биюще и друг ко другу преклоняюще выя своя и глаголюще: "О, отцы и братия, и сы-нове и чада, се ныне видим Пресвятую Богородицу отходящу от града нашего, и нас оставляет сирых"». С плачем молили Пресвятую Богородицу костромичи во главе с князем, чтобы Она не забирала от них Своей чудотворной иконы. И «сниде к народу с воздуха на землю чудотворный Ея образ... И вси приидоша и преклонишася пред образом Пресвятыя Богородицы и падоша на землю, ничтоже от похвалы иного могуще принести, но токмо единем гласом взывах: "Господи, помилуй"».

Ко времени создания «Сказания о явлении и чудесех...» Феодоровский образ находился в каменном Успенском соборе. Именно отсюда икону принесли крестным ходом в Ипатьевский монастырь 14 марта (по старому стилю) 1613 года, и именно перед ней юный Михаил Федорович Романов принял от послов Земского Собора царский посох. С этого времени Феодоровская икона стала особой святыней для России и для династии Романовых, а 14 марта было установлено второе празднование в честь Феодоровского

Празднование в честь Феодоровской иконы Божией Матери. С 1990 года была восстановлена традиция крестных ходов с чудотворным образом Владычицы в этот день.

С1991 года Феодоровская икона Божией Матери пребывает в Богоявленско-Анаста-сиином кафедральном соборе. В 2003 году она украсилась новой ризой — точной копией ризы, изготовленной в 1891 году на пожертвования, которые собирались по всей России. В 1922 году ризу, являвшуюся подлинным произведением ювелирного искусства, большевики сняли с иконы и увезли в неизвестном направлении.

чудотворного образа. Впоследствии многие иноземные принцессы, выходя замуж за русских царей и великих князей, получали при переходе в Православие отчество Федоровна — именно в честь Феодоровской иконы Божией Матери.

Сохранение Феодоровской иконы при советской власти можно назвать событием едва ли не более чудесным, чем спасение ее из горящего собора. Разумеется, драгоценную ризу большевики «реквизировали», но сам образ Божией Матери на протяжении всего XX века пребывал в стенах храма, а в 1955 году по благословению Патриарха Алексия I (Симанского) для него даже сделали другую ризу. Некоторое время Феодоровская икона находилась в руках обновленцев, но обновленческое движение иссякло, и с 1944 года икона была у православных. В 1954 году ее перенесли в Воскресенский собор на Нижней Дебре, где она оставалась вплоть до 1991 года — до перенесения в Богоявленско-Анастасиин кафедральный собор. В 2003 году к иконе была приложена новая риза — точная копия той, что украшала ее до 1922 года.

С 1991 года ведется летопись современных чудес, совершающихся по молитвам перед Феодоровской иконой Божией Матери. Таковых насчитывается уже более ста.