053. Богоявленско-Анастасиин монастырь, страница 20ПРШШНШ Б Б9ШНынешних паломников более всего влечет в Кострому возможность помолиться перед Феодоровской иконой Божией Матери. Этот образ, пребывающий ныне в Богоявленско-Анастасиином соборе, принадлежит к числу древнейших и наиболее почитаемых на Руси икон Божией Матери. Пожалуй, в одном ряду с ним можно назвать лишь Владимирскую и Тихвинскую иконы. Предание связывает создание Феодоровской иконы с именем апостола Луки. Никаких документальных подтверждений этому не существует, но несомненно одно: Феодоровский образ был написан очень давно и являлся прославленной святыней уже в начале XII века. Именно к этому времени относится первое письменное упоминание о его местонахождении — в часовне у Малого Китежа (впоследствии — Город ца). Сто лет спустя на месте этой часовенки благоверный князь Юрий Всеволодович основал монастырь, ныне известный под именем Городецкого Феодоровского. После гибели князя Юрия в битве с татарами на реке Сити Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери — одна из самых почитаемых святынь во всей России. Перед Феодоровской иконой сугубо молятся о чадородии, о благополучии в семье, о помощи в трудных родах. (4 марта 1238 года) его младший брат Ярослав Всеволодович благословил Феодоровской иконой Божией Матери своего сына, святого князя Александра Невского, на брак с дочерью полоцкого князя Брячислава. С тех пор Феодоровская икона повсюду была с Александром Невским, являясь его моленным образом. Скончался благоверный князь в 1263 году в Городце, возвращаясь из своей последней (и наиболее тяжелой) поездки в Орду. И Феодоровскую икону взял — на молитвенную память о старшем брате — князь Василий Ярославич, княживший в Костроме. Существует еще одна — и даже более укорененная в традиции — версия «прихода» Феодоровской иконы Божией Матери в Кострому. Согласно ей, после 1239 года, когда Городец был захвачен и разорен татарами, икона исчезла. Но через некоторое время явилась младшему брату Александра Невского Василию Ярославичу. Произошло это близ Костромы, где князь Василий имел обыкновение охотиться. В «Сказании о явлении и чудесех Пресвятой Владычицы нашея Богородицы, честныя и славныя Ея чудотворныя иконы, нарицаемыя Феодоровския, яже на Костроме граде», составленном в 1670 году иеродиаконом Ипатьевского монастыря Лонгином, об этом говорится так: «И во един убо от дней предиреченный князь поеха на поле со псы, якоже есть обычай князем ве-селитися. И яко бысть ему вне града поприще едино в чащи леса, и начаша псы гонити и лаяти прилежно, абие же |