055. Задонский Рождество-Богородицкий монастырь, страница 11подвижники Крестьяне приходят к святителю Тихону за советом. Барельеф на постаменте памятника святителю Тихону Задонскому. жизни архиерея, и от части братии, судачившей о «чудачествах» владыки, и даже от трудников, видевших в нем «ханжу». Между тем, в его видимом «опрощении» было меньше всего от «ханжества» — обосновавшись в Задонском монастыре, святитель Тихон, от природы человек вспыльчивый, резкий, легко срывавшийся в гнев, пошел по истинно монашескому пути самоограничения и смирения, и этапы этого труднейшего пути косвенно отражены в его сочинениях. Все свои деньги он отдавал бедным, одежду и пищу имел самую скудную, не жаловал богатых и чванливых, предпочитая беседовать с простолюдинами, во множестве стекавшимися к святителю. Мы имеем уникальную возможность услышать эти беседы как бы въяве — представление о них дают книги святителя, написанные им на покое. Особенно это касается сочинения «Сокровище духовное, от мира собираемое», вобравшего самые задушевные мысли задонского подвижника. Все главы этого труда построены по одной схеме — сначала дается простейший жизненный «сюжет» («Бывает, что...»), а от него перебрасывается мостик к важнейшему духовному обобщению. «Видим в мире этом, что люди с места на место переходят, и бывает один путь опасный, а другой — безопасный, — писал святитель Тихон. — Христиане! Мы от рождения нашего до смерти путники, и стараемся дойти к вечной жизни и царствию Бо-жию, к которому Крещением святым обновлены и словом Божиим позваны. Изберем, возлюбленные, безопасный путь к этому блаженству. Какой путь нам безопасен? Сердечно веровать во Христа и только в страдании и смерти Его полагать свое спасение...» Преставился святитель Тихон 13 августа 1783 года, проведя последние три с половиной года в затворе. Погребли его под алтарем тогдашнего Владимирского собора. шшш Из духовного завещания святителя Тихона ЗадонскогоСвятитель Тихон, епископ Воронежский и Елецкий. ...Слава Богу о всем! Ныне я к вам, братия моя, слово мое обращаю. Не могу я с вами, якоже прежде, устами и гласом беседовать, яко бездыханен и безгласен; но беседую малым сим письмецом: 1) Храмина тела моего разрушилась и яко земля земле предается по слову Господню: «Земля есй, и в землю пойдеши», но со св. Церковью чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века. Надежда моя сидит одесную Бога. Иисус Христос Господь мой и Бог мой! Он воскресение и живот мой; Он мне глаголет: «Аз есмь воскресение и живот, веруяй в Мя, аще и умрет, оживет». Он мене спя-щаго всесильным Своим гласом возбудит! 2) Отошел я от вас в путь всея земли и отлучился и уже друг друга не видим, якоже прежде. Но увидимся паки тамо, где соберутся вси язы- ци, от начала мира до конца пожившии. О! Сподоби Господи и нам видеться, где Бог видится Лицем к лицу и тем видящих оживляет, утеша ет, радость творит, увеселяет и вечно блаженными делает! Тамо люди яко солнце сияют; тамо истинная жизнь; тамо истинная честь и слава, тамо истинная радость и веселие; тамо истинное блаженство и все вечное и безконечное! Буди Господи милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя! 3) Благодетелям моим, которые мене при нужде и немощи моей не оставляли, но по своей любви и милости благими своими снабдева-ли, много благодарствую. Да воздаст им Господь в день, в котором всем по делам их воздастся! 4) Всем, которые мене как-нибудь обидели, простил я и прощаю, да простит им Господь Бог Своею благодатию! Прошу и мене простить, ежели кого чем обидел, яко человек. «Оставите и оставится вам», — глаголет Господь. 5) Пожитков как у мене не было, так и не осталось по мне. Прошу убо с тех, которые при мне жили и служили мне, не взыскивать. Простите, возлюбленнии, и Тихона поминайте. |