055. Задонский Рождество-Богородицкий монастырь, страница 13

055. Задонский Рождество-Богородицкий монастырь, страница 13

подвижники

Все это дало повод к смущению части братии. Заговорили о славолюбии Георгия, о его небескорыстии, о том, наконец, что он впадает в духовную прелесть. Нетрудно заметить, что Георгий Машурин в каком-то смысле повторял судьбу святителя Тихона Задонского, к памяти которого он относился с огромным благоговением. В его келейном правиле в ряду ежедневных чтений присутствует и такая запись: «Из сочинений Преосвященного Тихона Задонского двадцать страниц...» Так же, как святителя, его подозревали в корыстолюбии, и так же, как святитель, он все пожертвования раздавал нуждающимся. Сам же никакого имущества, кроме книг и икон, не имел, если, конечно, за «имущество» не считать гроб, стоявший в коридоре у входа в келью подвижника, и крышку от гроба, помещенную в угол кельи.

Георгий скорбел душой за тех, кто оказывался столь слабым перед наущениями лукавого, и воспринимал эти пересуды, как необходимое испытание.

Задонский Богородицкий монастырь на литографии конца XIX века.

Преподобный Серафим Саровский. Икона из Троицкого собора Серафимо-Дивеевского монастыря, где покоятся мощи одного из самых любимых в народе русских святых.

Как-то он поведал собеседнику своеобразную притчу о гвозде, в которой как в зеркале отразились его собственные представления о путях спасения: «Однажды, — говорил затворник, — стоя при свечном ящике, взглянул я нечаянно вверх и вижу, гвоздь весь заржавленный. Опустив голову, вижу, там, как нарочно, у ног моих в полу другой гвоздь — с пресветлою шляпкой. Тотчас блеснула мне мысль, что если кто не будет истерт подобно этому гвоздю, не может просветиться в Царствии Небесном...»

Иногда затворнику хотелось большего уединения. Как-то он замыслил перебраться в самую отдаленную обитель, но случилось чудо — странник из Саровской пустыни передал ему устное послание преподобного Серафима Саровского (с которым затворник не был знаком): «Отец Серафим приказал тебе сказать: стыдно, столько лет сидевши в затворе, побеждаться такими вражескими помыслами, чтоб оставить свое место. Никуда не ходи. Пресвятая Богородица велит тебе здесь оставаться». Больше о другом монастыре Георгий не думал.

Преставился праведник 25 мая 1836 года. Иеромонах Оптиной Пустыни Порфирий (Григоров), издавший в 1839 году письма Георгия Машурина, утверждал, что тот принял тайный монашеский постриг с именем Стратоник, добавляя, что время пострига неизвестно. Накануне революции 1917 года в Воронежской епархии шла работа по сбору документов для канонизации Георгия Машурина. С 2003 года эта работа ведется вновь.