055. Задонский Рождество-Богородицкий монастырь, страница 24

055. Задонский Рождество-Богородицкий монастырь, страница 24

святыми

обложенный серебряной чеканною бляхою, позеленел от окисления металла, но древо креста ни малейшей не подверглось гнилости».

Вердикт Святейшего Синода был однозначен: святитель Тихон достоин прославления в лике угодников Божи-их. С этим вердиктом письменно согласился и Александр II, пожелав назначить открытие мощей святителя на день его памяти — 13 августа 1861 года. Соответствующий указ вскоре разослали по всем епархиям.

Дни 12 и 13 августа 1861 года стали днями величайшего торжества — как для Задонской Богородицкой обители, так и для всей страны. На праздник собралось невиданное количество людей — около трехсот тысяч; такого За-донск в своей истории еще не видел.

Апогеем праздника явился крестный ход с мощами святителя Тихона вокруг Задонского монастыря, состоявшийся по окончании Божественной литургии. «Он тянулся на протяжении не менее версты, — свидетельствовал очевидец, — и представлял потрясаю-

Вверху слева: Рака с мощами святителя Тихона Задонского во Владимирском соборе. Новая серебряная рака была устроена в 2006 году.

Вверху справа: Гробовая икона святителя Тихона.

щее зрелище. Все монастырские здания и ограда вокруг монастыря, высокая монастырская колокольня, — все было наполнено, унизано народом, в монастырском саду народ висел на деревьях, держась за сучья, в городе во многих домах были разобраны черепичные крыши и усыпаны народом. Путь, по которому несли св. мощи, был устлан грудами жертвованных вещей, затруднявших даже крестный ход: жертвы сыпались как дождь: бросали под раку угодника деньги, куски полотна, полотенца, шарфы, елецкие кружева; снимали с себя и бросали пояса, жилеты, шапки, шляпы и пр. Один крестьянин, не имея ничего, снял с себя кафтан и бросил на дорогу...»

После этого раку с мощами святителя Тихона установили под балдахином во Владимирском соборе обители — в левой арке.

А спустя полвека с небольшим пришли новые испытания. В начале 1919 года рака с мощами святителя была вскрыта большевиками, а сами мощи подверглись осквернению. На протяжении 1920-х годов они оставались в обители, которую, впрочем, к тому времени захватили обновленцы. В 1932 году, через три года после окончательного закрытия Богородицкого монастыря, власти передали их в антирелигиозный музей, разместившийся в Великокняжеской церкви соседнего Ельца. Далее их путь лежал в Орел, в запасники тамошнего краеведческого музея, обосновавшегося тоже в храме — Богоявленском. Немцы, пришедшие осенью 1941 года в Орел, разрешили открыть православные церкви, в том числе и Богоявленскую — мощи святителя Тихона тогда перенесли на горнее место алтаря. Этот храм был самым посещаемым во время оккупации. Остался он в числе