055. Задонский Рождество-Богородицкий монастырь, страница 27

055. Задонский Рождество-Богородицкий монастырь, страница 27

МОНАСТЫРЬ И МИР

сандру I (в 1803 году). Императрица поручила заняться письмом Машоно-ва генерал-прокурору, который, в свою очередь, обратился с запросом к митрополиту Гавриилу — тот посоветовал оставить прошение без последствий. Письма, адресованные Павлу I, имели для Машонова последствия более печальные — его подвергли суду и наказанию «за отказ дать подписку в том, чтобы не отправлял святительской службы покойному епископу Тихону и не поклонялся его образу». Но Ма-шонов не отступался — ив результате даже бывал заключаем тюрьму. Как бы последнюю (а на самом деле, как мы знаем, далеко не последнюю!) точку в этом деле поставил в 1803 году Святейший Синод, вынесший следующее определение: «Поскольку Машонов один только обеспокаивает об открытии мощей Тихона, еп. Воронежского, а от епархиального архиерея и ни от кого другого из местных жителей никаких об этом просьб до сих пор не приходило, то Св. Синод, не уверяясь на одном его показании о нетленности мощей, не может распорядиться об освидетельствовании их и полагает оставить его, Машонова, просьбу, как подверженную сомнению, без всякого уважения».

Справа: В Зачатьевском соборе Спасо-Яковлевского монастыря, расположенного в Ростове Великом, покоятся мощи святителя Димитрия Ростовского — первого святого, канонизированного в синодальный период.

Внизу: Схимонах Митрофан, духовный друг и сотаинник святителя Тихона Задонского.

Чтобы лучше понять смысл происходившего, следует вспомнить о том, что при Петре I фактически была запрещена канонизация новых святых. «Духовный регламент» 1721 года мотивировал такое решение необходимостью борьбы с народными суевериями. Первым прославленным для общецерковного почитания святым в синодальный период стал святитель Димитрий Ростовский — его канонизировали в 1757 году, при императрице Елизавете Петровне. Следующая канонизация состоялась лишь в 1798 году (преподобный Феодо-сий Тотемский). При этом с развивавшимися «явочным порядком» культами местночтимых святых Святейший Синод вел жестокую борьбу. В этом свете становится понятна позиция того же митрополита Гавриила, не могшего и не желавшего идти против официальной государственной политики. При этом сам он глубоко почитал святите

ля Тихона, составлял службы другим святым (например, благоверному князю Феодору Ярославовичу) и оставил о себе добрую память как о заботливом устроителе монастырей и блюстителе истинной монашеской жизни, заметно поврежденной после проведения секу-ляризационной реформы. Именно по его инициативе увидело свет первое издание «Добротолюбия», именно он настойчиво вводил общежительный устав в тогдашних русских обителях.

А подвиг Якова Машонова все-таки помянули добрым словом, но это случилось лишь в 1861 году. В указе Святейшего Синода о канонизации святителя Тихона Задонского были такие слова: «Еще в конце прошлого столетия такое упование (на прославление святителя) выражено было в прошениях, поступавших на Высочайшее имя и в Св. Синод, но тогда не наступил еще предуставленный от Господа час...»