055. Задонский Рождество-Богородицкий монастырь, страница 28

055. Задонский Рождество-Богородицкий монастырь, страница 28

РШИЙ шштшый тип

В истории русской литературы был писатель, который святителя Тихона Задонского «принял в свое сердце с восторгом» и, более того, представил «художественный образ» святого в двух своих произведениях. Этот писатель — Федор Михайлович Достоевский.

Зостоевский познакомился с творениями святителя Тихона Задонского во время сибирской ссылки — в пору крутого религиозного перелома, с которого началось долгое и трудное восхождение писателя к его собственной теодицее. Позже Достоевский сделал святителя Тихона прототипом двух своих героев.

В начале 1870-х годов он вывел святителя в романе «Бесы» под именем

Федор Достоевский. Фотопортрет 1872 года.

архиерея Тихона, проживающего на покое в «Спасо-Ефимьевском Богородском монастыре». Некоторые детали из описания этого героя убеждают нас в том, что Достоевский хорошо знал житие задонского подвижника. В остальном же — судить читателю, насколько точен автор романа. Важ-

шштш

Ставрогин и Тихон

Тихон с любопытством смотрел на него мягким и как бы робким взглядом.

— В Бога веруете? — брякнул вдруг Ставрогин.

— Верую.

— Ведь сказано, если веруешь и прикажешь горе сдвинуться, то она сдвинется... впрочем, вздор. Однако я все-таки хочу полюбопытствовать: сдвинете вы гору или нет?

— Бог повелит и сдвину, — тихо и сдержанно произнес Тихон, начиная опять опускать глаза.

— Ну, это все равно, что сам Бог сдвинет. Нет, вы, вы, в награду за веру в Бога?

— Может быть, и не сдвину.

— «Может быть»? Это недурно. Почему же сомневаетесь?

— Не совершенно верую.

— Как? вы не совершенно? не вполне?

— Да... может быть, и не в совершенстве.

— Ну! По крайней мере все-таки веруете, что хоть с Божиею-то помощью сдвинете, и это ведь не мало... Вы, конечно, и христианин?

— Креста Твоего, Господи, да не постыжуся, — почти прошептал Тихон, каким-то страстным шепотом и склоняя еще больше голову.

Ф. М. Достоевский. У Тихона (глава, исключенная из романа «Бесы»)

но лишь не забывать, что это все-таки идеологический образ, созданный для решения четко поставленной задачи — писателю требовалось показать альтернативу человеческой гордыне, ведущей человека в ад.

Сохранились письма Достоевского, в которых он рассказывает о своем замысле. Весной 1870 года, когда структура «Бесов» только обдумывалась, Федор Михайлович писал из Дрездена Апол-