055. Задонский Рождество-Богородицкий монастырь, страница 29

055. Задонский Рождество-Богородицкий монастырь, страница 29
МОНАСТЫРЬ II МИР

лону Майкову: «Хочу выставить во 2-й повести главной фигурой Тихона Задонского; конечно, под другим именем, но тоже архиерей, будет проживать в монастыре на спо-кое. 13-летний мальчик, участвовавший в совершении уголовного преступления, развитый и развращенный (я этот тип знаю), будущий герой всего романа, посажен в монастырь родителями (круг наш образованный) и для обучения. Волчонок и нигилист-ребенок сходится с Тихоном (Вы ведь знаете характер и все лицо Тихона). Тут же в монастыре посажу Чаадаева (конечно, под другим тоже именем). Почему Чаадаеву не просидеть года в монастыре?.. Я писал о монастыре Страхову, но про Тихона не писал. Авось выведу величавую, положительную, святую фигуру... Правда, я ничего не создам, а только выставлю действительного Тихона, которого я принял в свое сердце давно с восторгом. Но я сочту, если удастся, и это для себя уже важным подвигом. Почем мы знаем: может быть, именно Тихон-то и составляет наш русский по

Задонскчй Рождество-Богородицкий монастырь. Вид с юга, из-под горы.

ложительный тип, который ищет наша литература, а не Лаврецкий, не Чичиков, не Рахметов и проч.».

К сожалению, глава «У Тихона», являвшаяся идеологическим центром романа, по настоянию редакции «Русского вестника», где он печатался, была исключена из окончательного текста.

Но от описания в процитированном эпистолярном отрывке легко перебросить мостик к вершинному роману Достоевского «Братья Карамазовы», к образу старца Зосимы (в котором, как все знают, отразились также впечатления писателя от общения с Оптинским старцем Амвросием), — тут много и сюжетных, и идейных перекличек. Сам Достоевский сообщал летом 1879 года редакции «Русского вестника»: «Особенно прошу обратить внимание на корректуру от 10 до 17-го полулистка включительно (главка под рубрикой: "О Священном Писании в жизни отца Зосимы"). Эта глава восторженная и поэтическая, прототип взят из некоторых поучений Тихона Задонского...»

тш

Прототип Ставрогина

Петрашевцы, среди которых вращался молодой Достоевский, не были однородной группой. В самом конце 1848 года несколько молодых людей, не удовлетворенных «пустой болтовней», выделилась в особый тайный кружок (так называемый «ду-ровский»), ставивший себе задачи насильственного изменения государственного устройства. Достоевский являлся одним из его активнейших членов. Тон в «дуров-ском» кружке задавал Николай Александрович Спешнее (1821—1882). Будучи сы

ном богатых помещиков, он мог позволить себе многое. Учился в Царскосельском лицее и Петербургском университете, потом четыре го-

Этот поздний портрет Николая Спешнева датируется 1872 годом.

да (1842—46) провел за границей, где изучал историю тайных обществ и стал исповедовать коммунистические взгляды. Именно «коммунистом» он рекомендовался знакомцам. Красавец, богач, умница, Спешнев сводил с ума женщин и, несмотря на свою внешнюю холодность и культивируемую загадочность, очаровывал приятелей. Достоевский называл его «своим Мефистофелем», сознавая

собственную странную зависимость от этого человека. Некоторыми чертами спеш-невского характера он позже наделил Николая Ставрогина, одного из главных героев романа «Бесы». В Сибири Спешнев, получивший десять лет каторги по делу петрашевцев, оставил о себе добрую память — он, в частности, был первым редактором «Иркутских губернских ведомостей». В начале 1860-х годов Николай Александрович активно участвовал в проведении крестьянской реформы в Псковской губернии.