055. Задонский Рождество-Богородицкий монастырь, страница 26

055. Задонский Рождество-Богородицкий монастырь, страница 26

тш п^пытнл

Уже через пять лет после кончины святителя Тихона Задонского была предпринята первая попытка ускорить канонизацию святого. Любопытно, что исходила она от «мира» — Святейший Синод в то время относился к такой возможности довольно скептически.

Портрет митрополита Санкт-Петербургского и Новгородского Гавриила (Петрова) работы неизвестного художника.

г r: V-

■ еж**

k 5

) im ? Я

v ■ k ж

\ msy d

; m

\ ***

На то, что и в церковной среде, и в народе уже в конце XVIII века распространилась уверенность в святости почившего в 1783 году святителя Тихона Задонского, указывает многое. Первое его жизнеописание, составленное епископом Воронежским Тихоном III, появилось в 1794 году, а двумя годами позже митрополит Евгений (Болховитинов) (тогда еще протоиерей Евфимий) представил вниманию публики полное житие задонского подвижника. Росло местное почитание — оно проявлялось и в паломничестве к гробнице святого, к лю

бимым местам его уединенных трудов (вспомним колодцы в окрестностях Задонска), и в особом порядке ежегодных празднеств в дни памяти святителя Тихона. Этот порядок окончательно сложился при архиепископе Воронежском Антонии I (1810—16). Накануне совершалось всенощное бдение, а на следующий день позднюю литургию служил сам прибывший из Воронежа архиерей. Перед ее началом настоятель монастыря, встав на амвоне лицом к народу, читал духовное завещание святителя Тихона. Далее шла большая панихида и собственно литургия, после чего во

дворе устраивалась трапеза для богомольцев. С течением времени посещать подобные торжества стали считать своим долгом высшие должностные лица губернии, включая губернатора.

Были известны и прямые указания на святость подвижника. Уже в 1786 году знаменательное видение было схимонаху Митрофану, духовному другу и сотаиннику святителя. В этом видении святитель предстал перед Митрофаном и сообщил ему: «Отец Митрофан! Всемогущий Бог хочет прославить меня». О случившемся схимонах Митрофан поведал своему духовному сыну послушнику Никандру Бехтееву (при жизни святитель Тихон тоже благоволил этому молодому человеку). «С того времени, — рассказывал Никандр Бех-теев, — потек от всех мест народ для поклонения святителю...»

С похожим видением довелось столкнуться в 1788 году и еще одному человеку — отставному прапорщику Якову Машонову, проживавшему в Тамбовской губернии. По его словам, в этом видении «епископ Тихон повелел объявить митрополиту об открытии своих мощей». Машонов, будучи человеком впечатлительным, глубоко верующим и энергичным, тут же предпринял ряд действий: во-первых, он заказал написать «образ святого Тихона, епископа, чудотворца Задонского» и принялся отправлять ему святительскую службу, а во-вторых, довел случившееся до сведения митрополита Санкт-Петербургского и Новгородского Гавриила (Петрова). Не добившись от него ожидаемой реакции, бывший прапорщик пошел дальше, написав в 1795 году письмо лично императрице Екатерине II. Посылал он прошения и следующим самодержцам — три Павлу I (в 1798 и 1800 годах) и одно Алек-