056. Свято-Успенский Дивногорский монастырь, страница 3

056. Свято-Успенский Дивногорский монастырь, страница 3

«штырь б добных гш

Меловые останцы, возвышающиеся над монастырем, с давних пор получили в народе название «Дивы». По ним стала именоваться Дивногорской и Успенская обитель, возникшая на берегу Дона в неспокойном XVII веке.

Наиболее ранние свидетельства о существовании монашеской жизни в окрестностях Дивногорского монастыря мы обнаруживаем в «Лицевом летописном своде» (последняя треть XVI века). На миниатюре, иллюстрирующей «хожение» митрополита Пимена в Царьград в 1389 году, видны меловые столпы с дверями, устроен-

лованные грамоты второй половины XVII века. Они предлагают считать датой основания Дивногорской обители 1653 год. Следует отметить, что если даже имел место эпизод с монахами-сицилийцами, к XVII веку иноческая жизнь в меловых пещерах Дивного-рья неминуемо должна была угаснуть: район этот постоянно подвергался

областей казаки обеспечить могли далеко не всегда, а иногда (как в случае со Степаном Разиным) сами становились инициаторами беспорядков. Священник (впоследствии архимандрит) Александр Кременецкий, составивший в начале XX века весьма достойное описание Дивногорского монастыря, справедливо указывает: «Вообще Во-

ными в них. Двери узкие, над одной из них — киот для иконы. В «Пименовом хожении» об этих столпах говорится: «Приплывахом к Тихой Сосне и виде-хом столпы камены белы, дивно же и красно стоят рядом, яко стози малы, белы же и светлы зело, над рекою над Сосною».

Предание связывает зарождение монашеской жизни на берегах Дона и Тихой Сосны с двумя иноками-сици-лийцами Ксенофонтом и Иоасафом и относит его к очень раннему времени — чуть не к XII веку. Якобы во время гонений, которым подвергались православные на Сицилии, двое монахов бежали сначала в Киев, где подвизались в Киево-Печерском монастыре, а затем, желая большего уединения, перешли в те места, где ныне находится Дивно-горский монастырь.

Официальным же «свидетельством о рождении» монастыря являются жа-

Существенную особенность Дивногорского монастыря составляет храм Иоанна Предтечи, устроенный в меловых пещерах.

разорениям и набегам со стороны неспокойных соседей. Так что в начале 1650-х годов монахи нашли здесь пустое место.

Что известно нам о первых насельниках Дивногорской обители? Да почти ничего. В большинстве своем они пришли из Мгарского и Густынского монастырей (Киевская митрополия), где терпели постоянные притеснения со стороны католиков и униатов. Див-ногорье в качестве места иноческого служения они выбрали не случайно: в 1652 году здесь, в Острогожске, образовалось поселение черкасских казаков. Под их охраной монахи могли чувствовать себя в относительной безопасности. В «относительной» — поскольку действенную охрану приграничных

ронежский край в XVII столетии был непокойный край: здесь был притон всякого сброда лихих людей; тут были люди, бежавшие в степь с целью уклониться от государственных повинностей; тут были тати, воры, убийцы, поджигатели и всякого рода преступники, спасавшиеся от заслуженной кары; тут гнездились, наконец, раскольники и разные проходимцы, перебегавшие с места на место для распространения своих вредных деяний».

В свете всего вышесказанного становится понятным, почему численность насельников Дивногорского монастыря в первые десятилетия его существования довольно сильно колебалась, а жизнь их отличалась известной вольностью. Впрочем, есть у нас известия и