056. Свято-Успенский Дивногорский монастырь, страница 4

056. Свято-Успенский Дивногорский монастырь, страница 4

ХРОНОЛОГИЯ

.XIV С. Первые свидетельства о наличии монашеской жизни в районе Дивногорья.

1651 Украинские монахи Густынского и

Мгарского монастырей бегут на Русь от притеснений католиков и униатов.

1653 Официальная дата основания Дивногорского монастыря. Устройство пещерного храма.

1670 26 сентября у стен монастыря происходит решающее сражение между «разницами», руководимыми братом Степана Разина, Фролом, и правительственными войсками.

1670—80-С Дивногорский монастырь

неоднократно подвергается нападениям татар.

Епископом вновь учрежденной Воронежской епархии становится свт. Митро-фан Воронежский, впоследствии многое сделавший для укрепления хозяйственной и уставной жизни Дивногорской обители.

Дивногорский монастырь окончательно включен в состав Воронежской епархии. Упразднение монастыря. Дивногорская обитель восстанавливается с переводом в нее братии Коротояк-ского монастыря.

В монастыре введен общежительный устав.

1880—86 Строительство Успенского собора «в византийском стиле».

1898 Настоятелем Дивногорского монастыря становится архимандрит Флорентий (Рышков).

1903 Монастырь торжественно празднует свое 250-летие.

1924 Большевики ликвидируют монастырь и устраивают в его зданиях дом отдыха.

1936 Распоряжением властей запрещен

доступ в пещеры Дивногорской обители.

1991 По решению Воронежского облисполкома создается музей «Дивногорье» (филиал Воронежского краеведческого музея), в ведение которого передают и бывший Дивногорский монастырь.

1997 Комплекс Дивногорского монастыря возвращен Церкви.

1682

1699

1788 1828

1840

Бухта в Таормине (Сицилия). Православное вероисповедание на Сицилии было постепенно вытеснено католическим. Именно от притеснений, чинимых «латинянами», и бежали, по преданию, иноки Ксенофонт и Иоасаф, зачинатели монашеского жития в Дивногорье.

Меловые хребты, протянувшиеся по территории современных Воронежской и Белгородской областей («заходят» они и на территорию Украины), всегда поражали воображение путешественников.

о подлинных подвигах веры, явленных некоторыми дивногорскими монахами: так, в 1684 году некий инок Герман отправился в Черкасск, охваченный тогда расколом, и два года неустанно проповедовал в нем.

Некоторая неупорядоченность дивногорской жизни осталась в прошлом лишь с окончательным включе

нием обители в новооснованную Воронежскую епархию, что произошло в 1699 году. До этого монастырь сначала входил в Патриаршую область, а затем в Белгородскую епархию. Особые усилия к процветанию Дивногорского монастыря и укреплению иноческих добродетелей в его насельниках приложил свт. Митрофан, первый воронежский владыка.

Первую половину XVIII века можно назвать для обители временем благоденствия. Чрезвычайно уважая епископа Митрофана, Петр I не предпринимал никаких «утеснительных» действий в отношении подведомственных святителю монастырей. Как показано в очерке П. Никольского (1904 год), в этот период «монастырь собирал натуральными продуктами с мельниц и других угодий 90 четвертей ржи, 20 — пшеницы, 40 — гречи и 7 — пшена; сена с лугов 500 волоковых копен; меду 15 пудов, воску 5 пудов. Но кроме этих натуральных сборов, монастырь имел значительные по тому времени денежные доходы. Главными жертвователями на монастырь были, конечно, земляки — жители Острогожска и вообще население Острогожского уезда». Уже в самом начале XVIII века в Острогожске было подворье Дивногорского монастыря.

Впоследствии обитель несколько ограничили в ее правах и владениях, но вплоть до 1764 года она сохраняла за собой статус самой благополучной в епархии. В ней велось активное строительство, в хозяйственном отношении она была весьма крепка. Тем не менее — как ни странно — к закрытию