056. Свято-Успенский Дивногорский монастырь, страница 7ИСТОРИЯ КРНТШ «Дом на 130 коек...» Обыкновенно мало-маль-ски обширные цитаты из текстов мы подаем читателю под общим названием «Библиотека». Но этот текст, хотя и создавался автором, скрывшимся за инициалами «П. П.», с потугами на художественность, имеет ценность не литературную, а документальную. Это статья из газеты «Новая жизнь» I от 20 мая 1924 года. Приводим ее с некоторыми сокращениями. «У подошвы меловой кручи, увенчанной причудливыми пирамидами-обелисками, уже тысячи лет нависающими над равниной Дона — невиданное зрелище: "тихая обитель" б. Дивногорского монастыря кишмя кишит народом, дерзко вьется на одной из вышек монастыря красный флаг, и гремят звуки "Интернационала"... Это — открытие первого на территории нашего уезда рабочего "Дома отдыха" В большом зале "Дома" (б. церковь), украшенном флагами и портретами, на эстраде, где когда-то кадили и читали дьяконы, поместился президиум. Здесь представители Губпрофсовета, Острогожских организаций, рабочих ст. Лиски и окрестных крестьян. В зале — яблоку негде упасть, собрался народ со всего округа... Под звуки "Интернационала" "Дом отдыха" объявляется открытым. Начинаются приветственные речи. Первым говорит представитель Губпрофсовета т. Пешкин. — Наш Дом отдыха — должен быть лабораторией, вос станавливающей организм рабочего. При его помощи мы сбережем для республики не одну сотню работников... — То здание, ту обстановку, которая служила в течение многих лет орудием духовного угнетения трудящихся, мы обратили на пользу пролетариата, они, рабочие, будут пользоваться теми благами, которыми пользовались тунеядцы-монахи!.. — Слава нашему Ильичу, по инициативе которого бывшие дворцы богачей первые были отведены под "дома отдыха" рабочим!.. "Дом отдыха" — прекрасно оборудован. Имеется ам- Экскурсанты из Дивногорского «Дома отдыха» снимаются на фоне разрушенной скальной звонницы. 1934 год. булатория, предполагается прикомандирование специального работника для культурного обслуживания отдыхающих... Думаем, что преобразившаяся во всех смыслах "див-ногорская обитель" принесет трудящимся столько же пользы, сколько принесла она вреда, находясь в руках "святой православной церкви"...» все они с умилением отмечали внятное, благоговейное богослужение в Дивах, кротость и доброжелательность ее насельников, прекрасное пение монастырского хора. В 1924 году монастырь прекратил свое существование. Закрытию пред шествовала, как это часто бывало в подобных случаях, «агиткампания» в большевистской прессе. Вот такая, например, заметка, посвященная обыску в монастыре, появилась в «Известиях Острогожска» 28 марта 1918 года: «В монастырской гостинице нашли в запакованных ящиках 3 охотничьих гладкоствольных ружья, порох и дробь. При обыске на квартире у игумена были найдены: колбаса, сливочное масло, голландский сыр и полбутылки водки. Отряд отобрал оружие и уехал восвояси. По показаниям милиционера... монахи 5-й день пьянствуют без просыпа и даже не служат в церкви все это время, а занимаются стрельбой из окон по проходящим эшелонам красноармейцев». Не стало монастыря. На месте его с помпой «воздвигли» (сбросив купола, да выдрав из храмов иконостасы) дом отдыха для трудящихся. По всем правилам советского хозяйствования уже очень скоро добротный монастырский ансамбль пришел в ветхость. В 1991 году многострадальный комплекс монастыря передали в ведение Дивногорского музея-заповедника, а в 1997 году, после возвращения обители Воронежской епархии, началось ее возрождение. Начало восстановительных работ в Дивногорской обители. |