056. Свято-Успенский Дивногорский монастырь, страница 9

056. Свято-Успенский Дивногорский монастырь, страница 9

подвижники

mm

Таинство елеосвящения, называемого еще часто «соборованием» (потому что принято было совершать его собором семи священников), — одно из Таинств Церкви, установленное с целью исцеления от недугов и отпущения грехов. Оно ведет свою историю от первых веков христианства. Ученики Спасителя, согласно Его указанию, исцеляли больных елеем («Мазаху маслом многия недужныя, и исце-леваху» (Мк. 6, 13)). Соборование совершается, как правило, в храме (и, как правило, по традиции последних лет, — Великим Постом), обыкновенно над больными, немощными людьми. После молитв читают семь текстов из Апостольских посланий и семь — из Евангелия. После каждого чтения священник помазывает чело, щеки, грудь и руки болящего освященным маслом — елеем. Завершив последнее чтение, он возлагает раскрытое Евангелие на голову соборуемого и молится об отпущении ему грехов. По молитвам Церкви в Таинстве елеосвящения болящему отпускаются забытые грехи, в которых он не принес покаяния на исповеди (при этом важно его собственное покаянное настроение). Именно с этой последней целью совершают Таинство над умирающими, готовящимися к переходу в вечность.

ные книги в монастыре велись более исправно».

Несомненно, влияние свт. Митро-фана на подчиненные ему обители не ограничивалось одними лишь хозяйственными указаниями. Человек подлинно святой жизни, он своим примером содействовал укреплению в монастырях иноческих добродетелей и в то же время повышал их авторитет среди местного населения (прежде нередки были случаи, когда богатые вкладчики-миряне считали монастыри чуть не своими вотчинами).

Воронеж не был родиной свт. Мит-рофана. Он происходил из северо-восточных русских земель. Появился на свет будущий воронежский епископ б ноября 1623 года, при крещении получил имя Михаил.

До сорока лет Михаил жил в миру, имел жену и сына, служил священником в приходской церкви села Сидо-ровского (неподалеку от города Шуи в нынешней Ивановской области). Со смертью жены в 1663 году он принял постриг в Золотниковской Успенской пустыни (ныне — в Тейковском районе Ивановской области). В этой обители — весьма бедной и захудалой — святой прожил всего два года, но искренне полюбил свое первое пристанище на монашеском пути и даже хотел, чтобы его погребли здесь.

В 1665 году святитель Митрофан принял на себя управление Свято-Ус-пенским Косминым Яхромским монастырем и нес это послушание десять лет, до своего перевода на игуменский пост в Макариево-Унженский монастырь. По сей день в Макариевом монастыре остался памятник семилетним

приходской жизни и отсутствия грамотных духовных наставников вольготно чувствовали себя раскольники самых разных толков. Как следовало действовать здесь? Крутыми мерами? Или словом пастырского увещания? Свт. Митрофан более полагался на второе. Однако к серьезным проступкам священников, к нерадению их о пастве он относился очень строго, говоря: «Простец согрешивший за свою едину душу ответ дает Богу, а иерей — за многих паствы своея». Некоторых он даже лишал сана, чтобы не допустить поругания благодати Божией.

Так, действуя «молением» и «наказанием», святитель врачевал недуги своих подчиненных. Уже через несколько лет подобная «метода» дала свои плоды. И, понятно, не только «метода», но

Ансамбль Макариево-Унженского монастыря, настоятелем которого свт. Митрофан был в течение семи лет. Слева — Благовещенская церковь, при нем построенная и освященная.

Интерьер старого Благовещенского собора в Воронеже.

трудам свт. Митрофана в этой обители — теплая Благовещенская церковь, освященная в 1680 году.

С учреждением в 1682 году Воронежской епархии свт. Митрофан был избран первым ее архиереем. Епископская хиротония совершилась 2 апреля 1682 года, но сразу выехать в свою епархию святитель не смог. Еще на несколько месяцев он задержался в Москве, участвуя в погребении царя Федора Алексеевича и венчании на царство юных Иоанна и Петра Алексеевичей. Только в конце августа прибыл он в Воронеж — и поселился на постоялом дворе, ибо дом, назначавшийся под архиерейские покои, был до крайности ветхим.

Епархию свою владыка нашел в разброде и шатании. Приходское духовенство почти сплошь было неграмотным (но не хватало и такого — неграмотного, и из-за этого многие церкви стояли закрытыми). На фоне полного упадка