056. Свято-Успенский Дивногорский монастырь, страница 5

056. Свято-Успенский Дивногорский монастырь, страница 5

ИСТОРИЯ

по результатам секуляризационнои реформы предназначили именно Дивногорский монастырь. Правда, это решение было исполнено далеко не сразу, лишь в 1788 году, когда «в силу правительственного распоряжения, все земли и угодия от него (монастыря) отобраны в казну, монастырские церкви переданы жителям слободы Селявной, ризницу забрали в архиерейский дом, а братию перевели в Коротоякский монастырь» (А. Кременецкий).

От закрытия Дивногорского монастыря пострадала не только его братия, «сдернутая» с обжитого места, приведенного в порядок неустанными трудами, но и местные жители. За несколько десятилетий они прикипели к обители душой, паломничества в «Дивье» стали для населения Острогожска и Коротоя-ка доброй традицией. Несколько раз огорченные таким развитием событий миряне возбуждали ходатайства о восстановлении монастыря, но они были тщетны — пока, наконец, не начал разрушаться Коротоякский монастырь, подмываемый донскими водами. Вот как докладывал об этом священноначалию коротоякский настоятель Моисей: «Коротоякскому монастырю предстоит великая опасность со сторо

06украинском происхождении «официальных основателей» Дивногорского монастыря говорит, в частности, устроение здешних пещер — весьма схожее с пещерами Киево-Печерской Лавры. На фото: вход в Ближние пещеры Киево-Печерской Лавры.

Никольский храм Святогорской Лавры. Святогорская Лавра, основанная несколько ранее Дивногорского монастыря, также имеет пещерные храмы и кельи, вырубленные породе.

ны реки Дона, который каждую полую воду подмывает и обрушивает берег, на коем стоит монастырь, отчего стена монастырская дала уже трещины и неминуемо должна обрушиться и упасть в реку Дон. И все его старания в минувшие года к укреплению стены были напрасны. Вода сносила все укрепления и разрушала берег все более и более. Сделать же укрепления более прочные по изобретенным ученым правилам есть дело, для сей обители невозможное...» В конце доклада он присовокуплял предложение-просьбу — перевести коротоякскую братию в Дивногорский монастырь.

Дабы прошение возымело больший вес, о. Моисей указывал также: «Ныне в Коротоякском Вознесенском монастыре с великим трудом поддерживается введенный устав, порядок и нравственность монашествующих, ибо монастырь сей имеет пред своими вратами вседневный рынок, окружен недалеко от него отстоящими трактирами и питейными домами; тогда как в Дивногорском монастыре удобно будет исправлять и присылаемых на епитимью светского и духовного состояния людей; живущие в том монастыре в свободное от богослужения