057. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, страница 25святыни Особой любовью паломников пользуется образ Божией Матери «Взыскание погибших» (в Сретенском храме). Перед ним молятся об освобождении от страстей и пороков, о людях, тяжко заболевших или погибающих нравственно. Чтимая икона Божией Матери «Одигитрия» Смоленская из Михайловского собора Псково-Печерского монастыря. В Сретенском храме находится чудотворная икона Божией Матери «Троеручица». штшт Праздник под запретом Последний крестный ход вокруг монастыря состоялся на Успение 1958 года. Возродилась эта традиция лишь после тридцатилетней вынужденной паузы. Издревле праздник Успения Божией Матери привлекал в Печоры множество паломников. В советском XX веке, когда так мало было у православных людей «легальных» возможностей приобщиться к святыням, так редки были случаи, когда «дозволялось» открыто, с ликованием засвидетельствовать свою веру, торжества в Псково-Печер-ском монастыре в день Успения Пресвятой Богородицы приобретали особый размах. Уже в 20-х числах августа, по свидетельству очевидцев, в Печорах невозможно было найти места для ночлега. Переполненными стояли не только гостиницы — и монастырская, и городская, — но и дома местных жителей, охотно пускавших постояльцев. После праздничной литургии, совершаемой одновременно в трех храмах монастыря, все, кто только мог, шли крестным ходом вокруг обители. Писатель Н.Я. Ро-щин (1896—1956) (часто писал под псевдонимом Р. Днеп- ров) побывал в Псково-Пе-черском монастыре на Успение 1952 года. Вот что увидел он: «Уже за Святыми воротами, предваряемые множеством хоругвей и крестов, движутся все восемь прославленных и чтимых икон обители. Золотые, малиновые, голубые мантии и ризы, митры, блеск золоченых хоругвей и иконных окладов, цветы, кадильный дым, пение хоров и нескончаемый человеческий поток. Вот уже прошло десять минут, двадцать, вот уже полчаса, а все еще не видно конца торжественной процессии. Кресты и хоругви скрылись за углом монастырской стены, за круглой Тайловской башней. Возносится к небу это щемяще-сладостное, ликующее, благодарное: Царице моя Преблагая, Надеждо моя, Богородице!.. Вдоль всего пути, по горам, в ложбине, по гребню обрыва расположились группы нарядно одетых людей, встречающих процес сию глубокими поясными поклонами. За широкими взмахами кропила в воздухе на мгновение вспыхивает радуга. Но вот пение еще торжественнее, трезвон еще радостнее. Процессия одолевает последний подъем и выходит на площадь к Святым воротам: круг завершен. Еще полчаса, — и оживленные цепочки людей тянутся от Лавры. Улицы звенят бодрыми человеческими голосами. В руках участников торжества просфора и непременный цветок от "Владычицы"». В конце 1950-х крестный ход, как слишком яркое «пропагандистское действо», запретили. И — как будто что-то бесконечно дорогое украли у людей. Праздник шел своим чередом — но только в монастырских стенах, не выплескиваясь наружу, как будто тая себя. Только в 1990 году верующие вновь смогли пройти крестным ходом вокруг монастыря. Традиция, умерщвленная было, возродилась.
|