057. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, страница 26[ГОИБОДТОДНИёПсково-Печерский монастырь не был закрыт в годы советской власти. Новейшая история его, таким образом, предстает перед нами как будто вполне благополучной. Но выживание в экстремальных условиях, в которые была поставлена обитель в XX веке, требовала от ее братии и наместников недюжинных усилий — физических и духовных. В военные годы монастырем управлял игумен Павел (Горшков; 1867—1950). Одному Богу известно, сколько мучений перенес он на посту наместника. Но когда он сказал прп. Симеону о своем желании отойти от дел, то услышал в ответ: «И не помышляй. В монастыре нет сейчас никого, кто мог бы заменить тебя. Терпи!» И отец Павел терпел — будучи игуменом, и потом, будучи «з/к Горшковым». Не оставили его в покое и после смерти: в музее Печор была целая экспозиция, посвященная «пособничеству игумена Павла немецко-фашистским захватчикам». Полностью реабилитировали его только в 1997 году. 1940 году Эстония вошла в состав Г_СССР. Печоры из приграничного I I эстонского городка превратились Ub советский населенный пункт. В Псково-Печерском монастыре ждали перемен. И хотя существование обители на территории независимой Эстонской Республики не было совершенно безоблачным (например, в 1925 году Государственный суд Эстонии постановил забрать у монастыря принадлежавшие ему земли), советская будущность представлялась — в свете тех сведений о церковной жизни, что доходили из СССР, — и вовсе безрадостной. Спасло монастырь в этот сложный период лишь то, что представители новой власти не стали торопиться с его окончательной ликвидацией. У них пока было достаточно других хлопот. Тем не менее буквально сразу сменилось официальное название Псково-Печерской обители — она превратилась в «Печерскую христианскую Успенскую мужскую трудовую общину». Монастырские храмы (Михайловский и Успенский) действовали отныне как приходские. На территории монастыря предполагалось устроить музей. Первые шаги к образованию музея были предприняты в конце сентября 1940 года — тогда опечатали ризницу и библиотеку. Но на этом дело и остановилось. А. А. Пялинг, помощница городского головы Печор, так комментировала этот факт: «Сделав полдела, просто забыли довести его до конца. Уж очень много было работы по раскулачиванию и национализации земли...» Книги из монастырской библиотеки, впрочем, постепенно вывозились — к великой скорби печерской братии. Их новым местом «прописки» стал университет в Тарту. К началу войны никаких существенных перемен, которые непосредственно коснулись бы повседневной жизни братии Псково-Печерского монастыря, |