059. Калужская Свято-Тихонова пустынь, страница 3

059. Калужская Свято-Тихонова пустынь, страница 3

«йрёдь зшныя дубрлбы...»

Тихоновой пустыни минуло пятьсот лет еще в прошлом веке. Когда преподобный Тихон, основатель монастыря, пришел сюда, он застал здесь один лишь могучий, шумливый лес. Давно уж нет былых дубрав, но и по сей день — благодаря подвигу преподобного — дуб является своего рода символом его обители.

Нстория Тихоновой пустыни ВОСХОДИТ ко второй половине XV века, когда в медынские леса пришел постриженник московского Чудова монастыря Тихон. Несколько лет он подвизался в лесу один, поселившись в дупле старого дуба, затем вокруг него, как это обычно и происходило, собрались ученики, и в конце концов, не без препятствий со стороны владетеля здешних мест князя Ярослава Владимировича, образовалась монашеская община. Подобно всем юным монастырям, она была бедной материально, имея лишь деревянную Успенскую церковь и несколько келий, но богатой духовно, поскольку иноки ее совершенствовались в монашеском делании под

руководством дивного наставника — преподобного Тихона.

Когда основатель обители отошел ко Господу, ее игуменом был избран преподобный Никифор, ближайший ученик прп. Тихона. Сведений о нем сохранилось очень мало, и к тому же все они разрознены. Известно, что настоятельствовал он в Тихоновой пустыни недолго, и уже в 1498 году основал другой монастырь — Спасский, находившийся на реке Угре близ города Воротынска и упраздненный в 1725 году. В XIX — начале XX века во многих церквах Калужской епархии можно было увидеть иконы, на которых преподобные Тихон и Никифор изображались рядом.

Вид Тихоновой пустыни в начале XX века.

Знаменательное для Тихоновой пустыни событие произошло в 1551 году: преподобного Тихона причислили к лику святых на Московском Соборе. Мощи его были обретены и открыто почивали в Успенском храме. Собственно, этим и исчерпываются исторические данные о раннем этапе истории монастыря. В 1610 году его разрушили польско-литовские отряды, уничтожив и все монастырские документы, которые могли бы помочь нам реконструировать первый век существования обители. После ухода грабителей в относительной целости сохранился