059. Калужская Свято-Тихонова пустынь, страница 4ХРОНОЛОГИЯ Кторда \\ОЛО&та XV бсм Преподобный Тихон основывает монастырь. Строительство деревянного храма в честь Успения Пресвятой Богородицы. IА80 Стояние русских и татарских войск на Угре, в трех километрах от Тихоновой пустыни. 1492 Кончина прп. Тихона. 1610 Разорение монастыря польско-литов-скими интервентами. Сокрытие мощей прп. Тихона под спудом. 1684 Тихонова пустынь приписана к московскому Донскому монастырю. 1765 Обитель обретает самостоятельность и получает статус заштатной. 1789 Введение в монастыре общежительного устава. 1799 Тихонова пустынь приписана к новообразованной Калужской епархии. 1805 Епископ Калужский Феофилакт (Русанов) утверждает службу с акафистом прп. Тихону Калужскому, составленную благотворителем монастыря С. В. Еропкиным. 1830 Дуб, в дупле которого подвизался преподобный Тихон, сломан грозой. На его месте в 1838 году строится часовня. 1858 Настоятелем монастыря становится архимандрит Моисей (Красильников), уставщик Оптиной Пустыни. 1867 Основание Сретенского скита. 1887 На источнике прп. Тихона построен храм в честь иконы Божией Матери «Живо-носный Источник». 1894 Завершено строительство четырехъярусной колокольни. 1914 Освящение нового Успенского храма. 1918 Постановление «о закрытии мужского Тихоновского монастыря». В ночь с 22 на 23 апреля в обители проведен обыск с конфискацией имущества. 12 октября монастырь закрыт окончательно. 1929 Дабы из памяти народа окончательно изгладился факт существования монастыря, село Тихонова пустынь переименовывают в село Лев-Толстое. 1991 Территория вокруг источника преподобного Тихона передана Калужской епархии. 199 3 Церкви начинают постепенно возвращать то, что осталось от основного комплекса монастырских зданий. Вход в нижний храм Преображенского собора, освященный во имя прп. Тихона. Именно здесь, под спудом, и поныне почивают его мощи. лишь храм во имя Трех Святителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Мощи прп. Тихона иноки сокрыли под спудом, опасаясь их поругания от латинян. Запустение удалось преодолеть лишь спустя несколько десятилетий упорным трудом братии. К 1630 году монастырь обзавелся новыми хозяйственными постройками и кельями, затем было начато строительство двух новых — но все еще деревянных — храмов, в честь Успения Пресвятой Богородицы и во имя святителя Николая Чудотворца. Вторая церковь должна была сохранить память о приделе свт. Николая, существовавшем в старом Успенском храме и разрушенном интервентами. К середине XVII столетия храмы были достроены и освящены. Успенский собор имел, согласно сохранившимся сведениям, шатровое завершение и был холодным. Отапливаемая Никольская церковь завершалась одной главкой и примыкала к трапезной. В 1670-е годы в монастыре, наконец, началось строительство каменного храма. Его решено было возвести над мощами преподобного Тихона. А так как над ними стоял Трехсвятительский храм, то его разобрали и перенесли за пределы монастырской ограды. Он стал, таким образом, приходской церковью для поселян. Каменный храм, построенный на его месте, освятили в честь Преображения Господня. В 1684 году Тихонова пустынь утратила самостоятельность. Ее приписали к московскому Донскому монастырю, и управлялась она строителями, присылаемыми оттуда. Обычай приписывать небольшие монастыри к более известным и крупным в XVII веке укоренился повсеместно, об этом свидетельствует и И. К. Смолич в своем труде «Русское монашество 988—1917»: «Во 2-й половине XVI и особенно в XVII в. широко распространена была приписка малых и бедных обителей к большим и бога- Донской монастырь, к которому почти сто лет была приписана Тихонова пустынь, на акварели Йозефа Вайсса (1850-е). |