059. Калужская Свято-Тихонова пустынь, страница 5

059. Калужская Свято-Тихонова пустынь, страница 5

ИСТОРИЯ

штшт

Калужская епархия

Как самостоятельная церков-но-территориальная единица Калужская епархия появилась лишь в 1799 году. Однако еще столетием ранее царь Федор Алексеевич в своем «Постановлении» (от 2 сентября 1681 года) указывал Патриарху на необходимость открытия до 70 новых епархий — в том числе и Калужской. «Иные города от архиерейского пребывания имеют дальнее расстояние, в тех дальних местах христианская вера не расширяется, а развратники Святой Церкви умножаются... потому что не имеют возбранения

себе за дальним расстоянием, так как в епархиях город от города и место от места имеют расстояние не малое», — излагал свои соображения царь. Но в тот раз идея не осуществилась: архиереи, опасаясь уменьшения своих доходов, неминуемо долженствовавшего произойти из-за дробления епархий, монарший проект (весьма здравый, надо сказать) отвергли. В 1764 году вопрос о Калужской кафедре был поднят вновь, но и тогда увеличение числа епархий оборачивалось невыгодой — на сей раз для правительства.

Примерно то же самое повторилось и в 1784 году — причем по официальной версии епархию не открыли из-за якобы недостаточного количества церквей в границах Калужской губернии (хотя это было не так). В 1788 году все приходы Калужской губернии включили в Московскую епархию, разросшуюся, таким образом, до 1797 приходов. Для управления приходами Калужской губернии учреждено было Дмитровское викариатство. Только в 1799 году Павел I, с сочувствием отнесшийся к идее Синода привести гра

ницы епархии в соответствие с границами губерний, надписал на синодальном прошении об учреждении Калужской, Саратовской, Пермской, Харьковской, Оренбургской и Волынской кафедр: «Быть по сему». «Де юре» первым калужским архиереем явился епископ Серапион (Александровский), но калужане его ни разу не видели — спустя пять дней после назначения он был переведен на Казанскую кафедру. И фактически первым «настоящим» владыкой Калужским стал епископ Феофилакт (Русанов).

тым монастырям — так называемые приписные монастыри; делалось это малыми обителями для улучшения своего хозяйственного положения и для того, чтобы стать под покровительство влиятельного монастыря, который стремился распространить свои привилегии и на приписанные к нему монастыри. Келарь главного монастыря был лицом, которому принадлежала административная и судебная власть в приписных монастырях, более того, к нему от настоятелей приписных монастырей переходило и право духовного суда».

Три четверти столетия находилась Тихонова пустынь «в юрисдикции» Донского монастыря. Период этот следует считать скорее благополучным: в начале XVIII века в обители появилась еще одна каменная церковь — над Святыми вратами, освященная в честь Успения Пресвятой Богородицы, а в 1756 году в Преображенском соборном храме освятили придел во имя свт. Николая (старая деревянная церковь к тому времени была разобрана за ветхостью). И, надо полагать, первое чувство, испытанное иноками Тихоновой пустыни после ее «освобождения» в 1765 году (она стала заштатным монастырем), было чувство некоторой беззащитности. Казенного содержания обитель, находясь за штатом, не получала, а сильного покровителя

в лице Донского монастыря потеряла. Но зато приобрела большую свободу в управлении собственными делами и распорядилась ею наилучшим образом: в 1789 году настоятель отец Иринарх ввел в Тихоновой пустыни общежительный устав.

Образование Калужской епархии в 1799 году существенно упорядочило жизнь монастырей, вошедших в нее. Первый епископ Калужский Феофилакт (Русанов; 1765—1821) прилагал много сил к тому, чтобы подведомственные ему обители процветали, — и

В середине XIX столетия Тихонова пустынь представляла собой вид «скромной благоустроенности».

много успел в этом. В частности, именно он утвердил в 1805 году службу с акафистом преподобному Тихону Калужскому, составленную благотворителем Тихоновой пустыни С. В. Еропкиным.

Дальнейшая история монастыря неразрывно связана с Оптиной Пустынью — самой знаменитой обителью на Калужской земле. Настоятелями