059. Калужская Свято-Тихонова пустынь, страница 8«яко шшш mm йи...» Отшельнический подвиг преподобного Тихона не поразит только самое окаменелое сердце. Обстоятельства его жития известны нам лишь отчасти, однако даже имеющиеся скупые сведения вселяют в нас уверенность в том, что Господь не оставляет верных Своих и на самых тернистых путях. тгиидон Тропарь преподобному Тихону Калужскому, глас 4 Яко светильник пресветлый явился есй в Российстей земли, преподобие отче наш Тихоне, в пустыне вселйвся, в нейже преходя постническое и строгое жительство, яко безплотен пожил есй: сего ради и чудес дарованием обогати тя Бог. Тем и мы, притекающе к святому твоему образу, умйльно глаголем: отче преподобие, молй Христа Бога спастйся душам нашим. первой половине XV столетия в московский Чудов монастырь поступил молодой послушник, происхождением, как гласит предание, киевлянин. Житие представляет нам его путь в монастыре как путь совершенного послушания, полного отсечения своей воли, мужественного преодоления искушений и скорбей. Приняв иноческий постриг с именем Тихон (в честь свт. Тихона, епископа Амафунтского), он некоторое время еще подвизался в Чудовом монастыре. Однако многолюдство монастыря, близость его к мирской жизни (и не просто к мирской — к придворной) смущали монаха. Стремясь к уединению, он благодарно впитывал рассказы о преподобном Сергии Радонежском и его учениках, спасавшихся в глухих лесах, и желание уйти из Москвы крепло в его сердце. Отметим, что в Чудовом монастыре в эпоху послушнической юности прп. Тихона подвизались некоторые из учеников прп. Сергия. Таким обра- На иконах преподобный Тихон Калужский изображается молящимся в обширном дупле дуба. Святой Тихон был, к слову, не единственным, кто в качестве места молитвенного подвига избрал дупло дерева. Из житийных источников известно, что так молились, например, прпп. Павел Обнорский, Иоанн Рыльский, Иларион Тдовский. О подвиге первого из них прп. Тихон мог слышать еще во время жизни в Чудовом монастыре: прп. Павел был учеником Сергия Радонежского и благословение на «отшест-вие в пустыню» получил именно от него. зом, и он, чрез своих наставников, имел счастливую возможность прикоснуться к иноческим традициям Троицкой обители на Маковце. Этот факт, учитывая то, что прп. Тихон сам впоследствии стал основателем обители, представляется нам чрезвычайно важным. Так начинал свой подвижнический путь преподобный Тихон Калужский. Получив благословение у настоятеля Чудова монастыря, он покинул Москву и направился в сторону Киева, ища места, которое было бы удобно для молитвенного уединения. Долго ли странствовал он, мы не знаем — как не знаем |