061. Горненский монастырь (Иерусалим), страница 18

061. Горненский монастырь (Иерусалим), страница 18

ПУТЕВОДИТЕЛЬ

к честь кзз^нскон иконы б.ожнён матери

Есть расхожее выражение, что талантливый человек талантлив во всем. Сложно сказать, абсолютен ли данный принцип, однако в отношении архимандрита Антонина (Капустина) он вполне точен. Основатель Горненско-го монастыря был не только крупным церковным деятелем и видным ученым, но и самобытным архитектором. Известно, что в Палестине по его проектам возведены три церкви: соборный храм Вознесения Господня русского Спасо-Вознесенского монастыря на Масличной (Елеонской) горе, церковь во имя апостола Петра и святой Тави-фы в Яффо и храм в честь иконы Казанской иконы Божией Матери в Горнен-ской обители в Айн-Кареме. Все они появились в 1880-х — начале 1890-х годов, причем церковь в Горнем — самая ранняя из этих построек (освящена в 1883 году). Историк Владимир Левин, изучавший архитектурное наследие отца Антонина, отмечает: «Характерным элементом церквей Антонина являются высокие колокольни — в Айн-Кареме и на Масличной горе они стоят отдельно, а в Яффо колокольня как бы при-

Вверху слева: Казанский храм. Вид с восточной стороны.

Вверху справа: Казанский храм. Вид на трапезную и центральный объем.

Внизу: Казанская икона Божией Матери украшает храм, освященный в ее честь.

ставлена к основному объему церкви. Церкви архимандрита Антонина очень похожи — центральный кубический объем, увенчанный низким куполом с сегментированным барабаном, трапецевидные апсиды, сдвоенные окна, объединенные аркой (только церковь в Айн-Кареме прямоугольна в плане). Эти формы заимствованы у Святой Софии в Константинополе и у других сохранившихся византийских церквей, и в одном из своих писем Антонин даже называл церковь на Масличной горе."моя маленькая София с куполом" Таким образом, стиль трех церквей можно определить как неовизантийский. Использование греко-византий-ских церковных форм в Палестине, на территории Иерусалимской Греческой Патриархии, было достаточно ясным идеологическим высказыванием. Они подчеркивали как универсализм Православия, так и непосредственную связь между Россией и Византией. Другими словами, не только греки являются наследниками Византии, у России тоже есть часть, и не самая малая, в этом наследстве. Особенно остро