061. Горненский монастырь (Иерусалим), страница 15подвижники описывать древние рукописи, совершил поездки в Рим (1852), Иерусалим и Египет (1857), получив возможность познакомиться с различными рукописными собраниями. В 1860—1865 годах отец Антонин являлся настоятелем посольской церкви в Константинополе. Это был период его наиболее плодотворной научной деятельности. Весной 1863 года архимандрит Антонин, получив отпуск, единственный раз за более чем сорокалетнее пребывание на Востоке смог совершить поездку на родину; по пути в Батурино к родителям он посетил крупнейшие научные центры Европы и России. В мае-июле 1865 года он совершил поездку по балканским провинциям Османской империи (Македония, Фессалия, Эпир), собрав в путевых дневниках богатый археологический материал по церковной истории. В 1865 году архимандрит Антонин был назначен временно заведующим делами Русской Духовной Миссии в Иерусалиме...» На положении «временного» отец Антонин оставался в течение четырех лет, пока в 1869 году не был утвержден начальником Миссии. Многогранны и велики были дела архимандрита в Палестине, чем только не занимался он на Святой Земле во благо Православия. Это и создание необходимых условий для приема паломников из России, чей поток рос из года в год. И сохранение
Православный монастырь — налево. Католический — направо. Православный монастырь — налево. Католический — направо. христианского наследия от покушения со стороны нечистых на руку деятелей всех пород и мастей. И глубокая научная работа, призванная обозначить новые вехи в таких дисциплинах, как церковная археология, история, археография, филология. И создание На богомолье всей семьей. сети школ для православного арабского населения. И установление более тесных контактов как с православными Церквами Востока, так и с иными конфессиями, сосредоточенными на Святой Земле. Между тем, сам отец Антонин главной своей задачей в качестве начальника Русской Духовной Миссии считал следующее: «Чтобы не столкнуться ни с кем ни на политическом, ни на церковно-каноническом, ни даже на миссионерском поприще, я ограничился одним чисто паломническим значением своей Миссии и нашел способ путем территориальных приобретений и устройством в разных местах русских приютов поставить ее и крепче, и весче, и, пожалуй, даже более блестяще, чем когда бы то ни было в другое время в Палестине». Так или иначе, но вклад архимандрита Антонина в развитие русского Православия на Святой Земле не ограничился одними паломническими достижениями. Через паломническую стезю ему удалось добиться совершенно особого состояния Русской Миссии в Палестине, укрепить ее авторитет и расширить влияние. Неслучайно большой знаток истории Миссии митрополит Никодим (Ротов) считал архимандрита Антонина «самым выдающимся деятелем русского Православия в Иерусалиме и на Востоке». Архимандрит Антонин (Капустин) скончался 24 марта 1894 года в Меру- штш Духовное образование в синодальный период Развитию духовного образования способствовал изданный Петром I «Регламент Духовной коллегии» (1721), который обязал епископов «иметь в своих домах школы для приготовления священников». Эти учебные заведения получили название архиерейских школ. Во второй четверти XVIII века архиерейские школы с восьмилетней программой обучения стали называться семинариями (в 1740 году их насчитывалось семнадцать). Одна из первых семинарий была основана Феофаном Прокоповичем в Петербурге (1725), затем семинарии салиме. Ему было тогда 76 лет, более сорока из которых он посвятил служению на Востоке. Согласно оставленному отцом Антонином завещанию, его тело погребли в соборе Вознесения Господня русского Вознесенского монастыря на Елеонской горе, в правой нише крестообразного храма. Эта церковь является одной из трех, построенных по авторским проектам архимандрита. открылись в Москве, Новгороде, Ростове, Чернигове и Тобольске. К начал)' XIX века в России насчитывалось 37 семинарий и 76 низших архиерейских школ. С конца XVIII века подготовка служителей культа осуществлялась также в высших богословских учебных заведениях — Петербургской и Казанской духовных академиях; с 1814 год стала действовать Московская духовная академия, реорганизованная из Славяно-греко-латинской академии. В 1913 году функционировало 4 академии (около 1 тыс. студентов), 57 духовных семинарий (22 тыс. учащихся), 186 духовных училищ (24 тыс. учащихся), а также 85 женских духовных учебных заведений. Духовные училища, согласно Уставу 1884 года, являлись подготовительными к семинариям учебными заведениями и состояли из четырех основных классов и одного приготовительного. Семинарии давали среднее духовное образование, академии — высшее.
|