061. Горненский монастырь (Иерусалим), страница 13подвижники РЕШШННа родине Иоанна Предтечи Грустный вид стен, ограждающих ангелоподобное жительство, неизбежен, говорят. Пусть он остается, серое пятно на светлой панораме Святой Горы. Но неизбежны ли пристенные трехэтажные корпуса с коридорами и сотнями скученных келий, духотой, нечистотой, всевозможными стеснительными мирскими формами и с не менее стеснительной формальностью того или другого эксцентрика, сознающего неестественность пансионерных условий своего заведения, и прочие последствия столпленной жизни людей, из коих каждый готов жить своим домом. Вместо того чтобы строить обитель на камне в несколько саженей поверхностью, не лучше ли было бы распространить ее на целые версты и обратить ее в сад сколько духовный, столько и вещественный. Этого рая, так давно рисовавшегося в воображении моем под именем Афона, к сожалению, я еще не видал на Афоне». Архимандрит Кип-риан (Керн) при всем этом подчеркивал, что отец Антонин ни на минуту не считал себя призванным быть каким-то Османский воин с мальчиком. Такие воины несли охрану в Иерусалиме. Фотография XIX века. Село под названием Айн-Карем (Эйн-Карем, Эйн-Ке-рем) почитается как одно из возможных мест рождения Иоанна Крестителя. Согласно христианской традиции, на этом месте находился дом родителей Предтечи Христа, праведных Захарии и Елисаветы. Евангелист Лука описывает это селение как расположенное в гористой стране (Лк. 1, 39). Идентификация основана на совпадении расстояния от Иерусалима (7,5 км), которое архидиакон Феодосий, совершивший в 530 году паломничество сюда, называет в своем описании Святой Земли, и на упоминании о праздновании в Айн-Кареме памяти святой Елисаветы (28 августа) в грузинском лекционарии (до 638 года). О «церкви Бет-За-хария» («дом Захарии») писали средневековые авторы, в том числе и русский игумен Даниил в своем знаменитом «Хождении» (начало XII века). Игумен Даниил упоминает церковь святой Елисаветы близ Айн-Карема («полверсты» от дома Захарии), на месте, где мать Иоанна Предтечи с ребенком спасалась от слуг царя Ирода (традиция, сохранившаяся в апокрифическом Первоеванге- лии Иакова). Возможно, что Айн-Карем — это ветхозаветный Карем, город в колене Иуды (Нав. 15, 59). Древнейшие постройки сохранились в Айн-Каре-ме со времени средневековья: две церкви: одна, во имя святого Иоанна Крестителя, с 1674 года принадлежала ордену францисканцев, который возвел вокруг нее монастырь; другая, Посещения в честь встречи Девы Марии и Елисаветы после Благовещения (Лк. 1, 39—45), была возведена на месте дома праведных Захарии и Елисаветы. Вокруг этих храмов францисканцы провели раскопки (1938 и 1941—1942 годы соответственно), обнаружив ряд вырубленных в скале помещений погребального и хозяйственного назначения. Церкви появились, вероятно, в византийскую эпоху, но их нынешние объемы принадлежат XI—XII векам. В Айн-Кареме находятся русский Горненский монастырь (где хранятся почитаемая икона Казанской Божией Матери, столб от дома праведных Захарии и Елисаветы, камень, на котором проповедовал Иоанн Креститель); протекающий между русским Горненским монасты Францисканский монастырь Посещения в Айн-Кареме. рем и францисканским монастырем Посещения источник Девы Марии, к которому, по преданию, ходила Богородица, когда жила у своей родственницы Елисаветы; като лические монастыри Сестер Сиона (основан в 1860 году) и Сестер Розария (основан в 1910 году). По материалам «Православной энциклопедии»
|