061. Горненский монастырь (Иерусалим), страница 12подвижники в 1844 году начал преподавать в Казанской академии немецкий и греческий языки. Уже на следующий год Андрей Капустин удостоился звания бакалавра, а 7 ноября того же 1845 года был пострижен митрополитом Киевским Филаретом (Амфитеатровым) в монашество с именем Антонин. Долгожданное событие в жизни отца Антонина наконец произошло, и тем сильнее, наверное, он начал ощущать разрыв между своими представлениями об идеальном устройстве монаше ской жизни и реальным положением дел. Казенная церковная жизнь подтачивала и институт Русской Церкви в целом — «под видом глубочайшего о ней попечения», — и отдельные ее «подразделения», включая монашество. Религиозное чувство Святой Руси постепенно истощалось. Многие в середине XIX века понимали это умом или хотя бы чувствовали сердцем, но мало кто решался говорить об этом. Некоторые стали искать свободное, не загнанное в жесткие рамки светским законом Кладбище при Горненской обители. православное иночество за рубежом. Среди них был и отец Антонин, 15 мая 1850 года назначенный настоятелем церкви при русском посольстве в Афинах. Какова же была его печаль, когда даже на Афоне он не нашел того, к чему стремился. Впоследствии архимандрит Антонин писал: «Единственное, что мне кажется на Святой Горе несообразным и совершенно напрасным, это столп-ление на самом тесном пространстве множества живущих. Вместо целого мира или целого общества человеческого в сокращенном виде, вырабатывающего в малых размерах великие системы политического сожития, встречаешь там пансионы пожилых и старых детей, с церковью вместо классов, с пиргом (высокая монастырская башня) вместо карцера и со смертью вместо выпуска. Почему-то прискорбно такое зрелище! От Афона ожидаешь совершенства иноческих установлений. Свято-Троицкий собор в Иерусалиме является главным храмом Русской Духовной Миссии на Святой Земле. |