061. Горненский монастырь (Иерусалим), страница 29

061. Горненский монастырь (Иерусалим), страница 29

МЫШИНЫЙ 8ТРЛННИН

Русские паломники появились в Палестине задолго до основания Горненского монастыря, уже в XI столетии. Самым известным среди древнерусских богомольцев, посетивших Святую Землю, является игумен Даниил.

«

Игумен земли Русской» — эти слова прочно связываются в сознании православных христиан России с именем великого подвижника — преподобного Сергия Радонежского. Но с полным на то основанием их можно отнести и к замечательному предшественнику преподобного — южнорусскому (вероятно, черниговскому) игумену Даниилу, в котором еще за два столетия до рождения мальчика Варфоломея (будущего святого Сергия) молодая Русская Церковь и вся Русь обрели усердного молитвенника.

В начале XII века игумен Даниил совершил паломничество в Палестину. Он оставил описание своего путешествия — знаменитое «Хожение» («Хождение»), ставшее не только древнейшим русским описанием паломничества в Святую Землю, но и одним из наиболее ярких произведений древнерусской литературы. Уже в первых строках «Хо-жения» отец Даниил заявляет о себе как о представителе всей Руси: «Се аз, недостойный игумен Данил Руския земля...» И далее он предстает перед нами как общерусский молитвенник. Так, он добивается разрешения на исклю-

Вверху слева: Паломничество игумена Даниила происходило вскоре после завоевания Палестины крестоносцами. На гравюре 1534 года — крестоносцы под стенами города.

Вверху справа: Средневековая а карта мира (XI в.). В центре карты — Святая Земля.

чительную привилегию в Великую субботу поставить на Гробе Господнем лампаду, причем не от себя лично, не от имени правящего князя или митрополита, а «от всея Русьскыя земля».

«Хожение» игумена Даниила, очень популярное на Руси (сохранилось более 150 его списков) и ставшее образцом для всех последующих русских произведений этого жанра, между тем практически не содержит никаких сведений о личности своего создателя, безусловно, незаурядной и колоритной. Несмотря на точность и ясность описания паломничества в «Хожении», на множество интереснейших и увлекательных подробностей, неизвестны ни точные годы паломничества игумена, ни его продолжительность. Ничего не сооб

щают об игумене-паломнике Данииле и другие средневековые источники.

Общепринятой является точка зрения, в соответствии с которой игумен Даниил был клириком Черниговской земли (по всей видимости, не случайно из шести русских князей, записанных им для поминовения в Лавре святого Саввы Освященного в долине Кедрон, трое принадлежали к черниговскому княжескому дому). Не исключается и гипотеза, высказанная еще Н. М. Карамзиным, — согласно ей, впоследствии «сей путешественник мог быть епископом Юрьевским Даниилом, поставленным в 1113 году» и умершим 9 сентября 1122 года. Наиболее вероятное место пострижения отца Даниила в монашество — Киево-Печерский монастырь. Его паломничество могло продолжаться от шестнадцати месяцев до двух с лишним лет. Прежде это паломничество относили к 1113—1115 годам, позже была сделано предположение, что оно проходило в 1104—1106 годах. Однако ныне большинство исследователей придерживаются мнения, что хождение игумена Даниила относится ко времени между 1106 и 1108 годом.