061. Горненский монастырь (Иерусалим), страница 28МОНАСТЫРЬ II МИР Бюст архимандрита Леонида (Сенцова), установленный в Горненском монастыре. Первая мировая война. Благословение женского батальона перед отправкой на фронт. 1917 год. маслобойня, птичник, пчельник. Архимандрит Леонид горячо поддерживал идею строительства нового, более вместительного, храма в Горнем и приложил для ее осуществления немало усилий. Новый храм Горненской обители во имя Троицы Живоначальной заложили в 1910 году. Любопытно, что отец Леонид, как и отец Антонин (Капустин), любил самостоятельно создавать архитектурные проекты, которые впоследствии претворялись в жизнь. Но если отец Антонин был самоучкой, то отец Леонид обладал профессиональными навыками архитектора. В начале XX века в Горнем создаются также собственные иконописная и золотошвейная мастерские. До сих пор сохранились иконы, написанные сестрами или шитые ими жемчугом и бисером. Однако радужное будущее, которое грезилось в первые годы XX столетия, не сбылось. Горненский монастырь, как и православную Палестину в целом, как и всю Русскую Православную Церковь, ждали тяжелые испытания... Активная строительная деятельность и бесконтрольный рост числа на-сельниц Горненской обители привели монастырь к серьезному финансовому кризису. Но это было только начало. В 1914 году Османская империя выступила на стороне Тройственного союза и оказалась в числе противников России. Все русские учреждения на Святой Земле были закрыты, служащие частично эвакуированы, частично интернированы, помещения заняты турецкими войсками. Монахини Горненского монастыря, исключая самых старых и немощных, выехали в Александрию, где и находились до окончания войны. Вскоре после этого бывшие канонические владения Святейшего Синода Российской империи в Палестине оказались в юридическом подчинении Русской Православной Церкви Заграницей. Оторванная от Отечества, рассеянная по всему миру Зарубежная Церковь не имела средств на достойное развитие как Духовной Миссии в целом, так и Горненского монастыря в частности. Но куда больнеел страшнее был раскол в самом русском Православии на Святой Земле. Православные русские люди, имевшие общую родину, одинаково славившие Бога и говорившие на одном зыке, оказались разъединены. Раскол особенно обострился во второй половине 1940-х годов, после визита в Палестину Патриарха Алексия I и оказанной Московскому Патриархату поддержки со стороны новообразованного государства Израиль. Часть монахинь покинула Горнее и уже никогда не вернулась обратно... 28
|