061. Горненский монастырь (Иерусалим), страница 25

061. Горненский монастырь (Иерусалим), страница 25

mm

Гефсимания — название священного для всех христиан места, бывшего свидетелем молитвы и душевных страданий Иисуса Христа пред Его крестной смертью. По свидетельству Иоанна Богослова, это был сад, разбитый у основания горы Еле-онской (Масличной), за потоком Кедрон, протекавшим между горой и городом. Сюда часто удалялся Христос с учениками; здесь Он был предан Иудой Искариотом слугам первосвященника. В этом саду находится погребальный вертеп Пресвятой Богородицы, в котором и доныне сохраняется Ее гроб.

достоин развязать ремень у обуви Его. Это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн».

Святой Иоанн Креститель является также и первым новозаветным мучеником. Всем известна история его смертельного противостояния с Иро-диадой — новозаветной царицей, внучкой Ирода Великого. Иродиада вышла замуж за своего дядю Ирода Филиппа, но оставила его и стала женой Ирода Антипы, который приходился Филиппу сводным братом, что дало право Иоанну Крестителю обличать супругов в кровосмесительстве. Иродиада научила дочь Саломею, когда та очаровала гостей Антипы и его самого танцем, просить в награду голову Иоанна Крестителя. Антипа, обещавший исполнить любую просьбу своей падчерицы, был вынужден согласиться. Иоанна Крестителя предали казни через отсечение головы. Эта история — один из излюбленных сюжетов христианского искусства и книжности. Так, помимо текстов Евангелия, противостояние Предтечи Христова и неблагочестивой царицы раскрывалось в гомилиях на Усекновение Главы Иоанна Крестителя. В русской книжной традиции небольшая статья «Сии Антипа Ирод поя Иродьяду...» входила уже в состав «Хронографа по великому изложению», возникшего не позднее 90-х годов XI века. История обличения Иродиады Иоанном Предтечей была известна на Руси также и по церковнославянскому переводу «Истории Иудейской войны» Иосифа Флавия, выполненному в XI столетии.

Преподобный Иустин (Попович), называвший Иоанна Крестителя «Херувимом во плоти», особо отмечал значение его мученического подвига: «Неустрашим, как бессмертный лев, неустрашим, как Херувим во плоти. Вот, это первый исповедник Христовой веры, а после него — сонмы, лики славных исповедников Христовых в этом мире,

исповедников, свидетельствующих и исповедующих перед всем миром, перед востоком и западом, севером и югом, что Господь Христос — Единый Истинный Бог на небе и на земле. И это вопреки всем гонениям, всей лжи тех, кто силится восставать против Христа в мире сем, вопреки всем ересям, вопреки всем богоборцам, всем гонителям Христа, неустрашимые всепобеди-тели, бесчисленный их сонм, начиная от святого Предтечи до наших дней. Они свидетельствуют и объявляют всей вселенной сию истину: Христос прежде всего выше всего!»

Камень первой проповеди Иоанна Предтечи.

Икона над камнем первой проповеди Иоанна Предтечи.

На £тъ KMHli Св.Ияйн2 Пр£дт smm HdjoA^ nefK^nboncctAi On this stone St.joh|jkJ|g|^ Tot lie crowd his fiprt sermon