062. Свято-Успенская Святогорская Лавра, страница 3щщт фибдидд Никаких документов, повествующих о начале Святогорской Лавры, о раннем периоде ее истории, не сохранилось. Однако косвенные свидетельства указывают на то, что монастырь этот существовал уже в XIV веке. Повествуя о начале Святогорского монастыря, издание «Святогорская Успенская общежительная пустынь в Харьковской епархии» (1896) сообщает: «О первых насельниках Святых Гор предание говорит, что они были выходцы из Киева, после татарского погрома в 1240 году... Все главные праздники в Святогорской обители и главные престолы храмов Святогор-ских посвящены в честь тех же священных лиц и событий, как и в Киево-Печерской Лавре: Успения Пресвятой Богородицы, преподобных Антония и Феодосия Печерских и впоследствии св. Николая, в честь чудотворного образа этого святителя, каковой образ явился в первой половине XVI. столетия. Очень может быть, что киевские переселенцы-монахи и здесь хотели удержать все киевское, тем более, что сами Святые Горы напоминают горы Киева, и пещеры святогорские очень похожие с пещерами киевскими». Вид Свято-Успенской Святогорской Лавры с моста через Северский Донец. Документальных доказательств эта гипотеза, широко распространенная как в XIX столетии, так и сейчас, не имеет. Впрочем, отсутствие документов не опровергает ее совершенно. Местность, где был основан Святогорский монастырь, длительное время являлась пограничной и часто подвергалась нападениям со стороны немирных соседей. Поэтому по части летописных источников здесь вообще дело обстоит очень худо. Они попросту не сохранились. Об этом свидетельствует и монастырский синодик, составленный в 1710 году: «Начало сей Святогорской обители, кто оное святое пустынное жительство изобрел и в горе сей святую церковь и келии устроил и начал жительствовати, за многими татарскими нахождении и разорении, особно же за частами переменами прежде бывших строителей, потом игуменов и архимандритов, зде, во святой обители не обретохом». Однако обратим внимание читателя на то, что уже в XVI веке топоним «Святые Горы» существовал. Он встречается в «Записках о Московских делах» Сигизмунда Герберштейна — и встречается в таком контексте, который подчеркивает укорененность этого топонима, его старинное происхождение. «С какого времени стали здесь жить иноки, — писал свт. Филарет (Гу-милевский; 1805—1866), — на это нет пока письменных свидетельств. Несомненно только то, что столь общая известность, в какой представляется святыня Донецкой скалы с 1547 года, ясно говорит, что ей давно предшествовали тайные подвиги пустынников, спасавшихся в пещерах скалы. Поэтому, со всею вероятностью можем положить, |