062. Свято-Успенская Святогорская Лавра, страница 4ХРОНОЛОГИЯ Середшм JCVI кекд Впервые упоминается топоним «Святые Горы». JCVII В документах повсеместно встречаются упоминания о Святогорском монастыре как о важном оборонительном и дозорном пункте. Ок. 1663 Настоятель Святогорской обители преподобный Иоиль основывает Куряж-ский монастырь близ Харькова, а затем вновь возвращается в Святые Горы. 1787 Монастырь закрыт, иноки выселены из него. 184А Возобновление Святогорской общежительной пустыни. 1848—49 Строительство нового Покровского храма с колокольней. 1850—51 Реставрация храма свт. Николая. 1858 Начато строительство нового Успенского собора. 1859 Кончина архимандрита Арсения — возобновителя монастыря. Настоятелем Святогорской обители становится архимандрит Герман. 1867 Кончина прп. Иоанна Затворника. 1868 Освящение Успенского собора. 1914 С началом Первой мировой войны монастырь организует посильную помощь изувеченным воинам. 1915 В монастыре и близ него находят приют тысячи беженцев из западных районов. Живут здесь также монахи, эвакуированные из Почаевской Лавры. 1917 Первый обыск в обители. 1919 В монастыре размещается детская колония. 1922 Окончательное закрытие монастыря, передача его зданий под санаторий им. Артема. 1931 Закрыта Всехсвятская кладбищенская церковь, при которой спасались некоторые святогорские иноки. 1992 Начало возрождения Святогорской обители. 2004 Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви Святогор-ский монастырь обретает статус Лавры. что в XIV веке уже существовала Святогорская обитель». Вплоть до XVIII века жизнь свя-тогорских иноков была сопряжена со многими опасностями. В 1679 году преподобноисповедник архимандрит Иоиль писал государю, прося его обеспечить обитель порохом и свинцом: «Нужда наша, монастырская, от приходу неприятельских людей, и для проезду на послушание и куда случится поехать, а неприятельские люди часто нас богомольцев твоих, крымские и ногайские и азовские докучают и в дороге братию в неволю берут, а боронить нам, богомольцам твоим, нечем, свинцу и пороху не имеем и взять стало негде. Милосердный Государь, царь и Вверху: Уникальный документ — план Святогорской пустыни, составленный преподобноисповедником архимандритом Иоилем (XVII век). Слева: Вплоть до XVIII столетия монастырь постоянно подвергался грабежам и набегам. Особенно опасными врагами были крымские татары. Они убивали иноков, а многих — захватывали в плен. Два года провел в татарском плену и архимандрит Иоиль. На фото: фрагмент росписи Святых врат обители, иллюстрирующий «пограничный» этап в истории Святогорского монастыря. Великий князь Федор Алексеевич всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец, пожалуй нас, богомольцев твоих, вели Государь нам дать своего государева жалованья в наш убогий монастырь пороху и свинцу». Надо сказать, что русские самодержцы понимали значение Святогорского монастыря (особенно возросло оно начиная с середины XVII века, когда берега Северского Донца стали обживать переселенцы из западных районов, гонимые из родных мест притеснениями католиков и униатов, а обитель естественным образом приняла на себя функцию их окормления и духовной, да и не только духовной, поддержки). В своих — весьма скромных, впрочем, —
|