062. Свято-Успенская Святогорская Лавра, страница 7

062. Свято-Успенская Святогорская Лавра, страница 7

ИСТОРИЯ

постройку последнего пошли камни от старой Успенской церкви.

К концу XIX века Святогорская обитель выделялась среди прочих монастырей Слобожанщины благоустроенностью. Ее посещало множество паломников, а местные жители совершенно не мыслили своего существования без Святых Гор. В. И. Немирович-Данченко, посетивший Святогорский монастырь в 1870-е годы, отмечал: «Окрестному же населению вообще монастырь старается быть полезным. И влияние его все растет и растет. Так, например, случился около пожар; обитель не только послала свои инструменты, но погоревшим выдала пособие от десяти до пятидесяти рублей».

Тяжелые времена для монастыря настали с началом Первой мировой войны, когда настоятелем его был преподобноисповедник Трифон (Скрипченко). В 1914 году в Святых Горах открылся лазарет на 50 кроватей, в 1915 году — еще один, на 60 пациентов. Кроме того, обитель постоянно содержала вой нов-калек, а с сентября 1915 года принимала по мере своих

С1927 года над ансамблем Святогорского монастыря нависает памятник «пламенному вождю пролетариата» Артему. Появление его было предсказано еще в XIX веке прп. Исаакием, святогорским прозорливцем. Когда монастырское начальство решило посоветоваться с ним относительно постройки храма на той горе, где стоит сейчас Артем, он, внимательно посмотрев на вершину, сказал: «Нет! Там нет места! Там стоит громадный человек!»

Печальное зрелище представлял собой Святогорский монастырь после Великой Отечественной войны. На фото: Никольский храм.

возможностей беженцев из западных районов Российской империи. Многие из них были истощены, и почти все лишились каких бы то ни было средств к существованию. К сожалению, документы, которые могли бы дать нам представление о масштабах помощи, оказываемой монастырем, пропали после революции. Но доподлинно известно, что беженцы получали от обители не только кров, а и горячее питание дважды в день. Многим из них это спасло жизнь. Одновременно с беженцами-мирянами в Святогорскую обитель прибыли эвакуированные иноки Почаевской Лавры. Всех их также необходимо было и питать, и покоить.

Трудности военного времени переросли вскоре в тяготы революционной эпохи. В июне 1917 года в Святогор-ском монастыре прошел первый обыск, чрезвычайно смутивший и настоятеля, и братию, и священноначалие. Однако это было лишь начало. С 1918 года обыски и ограбления обители приняли систематический характер. Они сопровождались поруганием святынь и оскорблениями монахов. Вот выдержка из «Описания действий большевиков в Святогорской пустыни Харьковской епархии», составленного иеродиаконом Лукой (Грицкевичем): «26 марта/8 ап

реля (1918 года — прим. ред.) явились в обитель 16 человек кавалерии Красной Армии и направились в пещеры с обысками оружия. В церквах пещерных в шапках входили в святые Алтари, прикасались к святым Престолам с кощунственными словами и облокачивались о них, клали свои шапки; один плетью ударил святую икону. Придя к настоятелю, дерзко, с угрозами расстрела, требовали вина. Набрав церковного вина, они расположились в настоятельских помещениях выпивать, а затем сели на лошадей, захватив при этом одну монастырскую лошадь, переехали через Донец, выстроились в шеренгу, сделали по обители несколько залпов и уехали».

В 1922 году Святогорский монастырь был окончательно закрыт и преобразован в дом отдыха им. Артема. Храмы переоборудовали соответствующим образом — в Успенском соборе отдыхающим показывали кино, а в Покровской церкви — лечили грязями и водами. Возрождение обители началось лишь спустя семьдесят лет (восстановительные работы в пещерах проводились и несколько раньше — в 1980-е годы, усилиями Святогорского историко-архитектурного заповедника), хотя дом отдыха функционировал в монастырских строениях вплоть до 2003 года, когда, наконец, все здания были переданы Церкви.

Экспозиция Святогорского музея-заповедника, образованного в 1980-е годы, занимает сейчас небольшую часть одного из монастырских корпусов.