062. Свято-Успенская Святогорская Лавра, страница 5

062. Свято-Успенская Святогорская Лавра, страница 5

ИСТОРИЯ

просьбах «на высочайшее имя» монахи отказа почти не знали. Так продолжалось до 1787 года, когда Святогорский монастырь был упразднен. С юридической точки зрения это произошло даже раньше, в 1786 году, когда на Украине вступил в действие Манифест о секуляризации церковной и монастырской собственности, но описали имущество обители и выслали из нее монашествующих годом позже.

Земельные владения Святогорского монастыря отошли в казну, а уже в 1790 году хозяином Святогорья — со всеми землями и приписанными к ним крепостными крестьянами — стал светлейший князь Потемкин-Таврический. Наследовал ему князь Энгельгардт, затем — княгиня Юсупова. Наконец, после смерти сей последней Святогор-ское имение перешло к сыну княгини от первого брака — графу Александру Михайловичу Потемкину и его жене Татьяне Борисовне Потемкиной.

К этому моменту в Святогорском монастыре еще сохранялись многие постройки, хотя все они — кроме каменного храма в честь Успения Пресвятой Богородицы, ставшего после упразднения обители приходским, — пребывали в весьма ветхом состоянии. Местность же окружающая не потеряла своей поэтической привлекательности, и супруги Потемкины не раз высказывали друг другу сожаление о том, что иноки здесь больше не живут. Татьяна Борисовна даже раздумывала — не приняться ли ей за хлопоты по возобновлению обители, причем в качестве женской. В этих раздумьях ее застал иеромонах Арсений (Митрофанов), посетивший петербургский дом Потемкиных в 1842 году (он собирал пожертвования для строительства нового собора в Глинской пустыни). Татьяна Борисовна как-то сразу доверилась ему и высказала свое заветное желание — устроить в Святых Горах женский монастырь. Выслушав ее, отец Арсений будто бы ответил: «Нет, матушка, монастырю женскому не годится быть там, во-первых, потому, что место там лесное и пустынное, для слабого женского пола боязно будет там жить, а во-вторых, сами подумай

те, прилично ли будет женским костям лежать поверх мужских монашеских костей?» Потемкины рассмеялись остроте отца Арсения и согласились с ним, что лучше возобновлять мужской монастырь. «А Вы пойдете туда в настоятели?» — последовал вопрос Татьяны Борисовны. «Охотно пойду, — согласился монах, — и хорошую братию вам с собой приведу, устроим вам общежительный монастырь по уставу Глинской пустыни и нашего незабвенного старца игумена Филарета».

Хлопоты по восстановлению Святогорского монастыря, начатые Потемкиными и поддержанные епископом Харьковским Иннокентием, увенчались

успехом. В 1844 году, по решению Святейшего Синода и Высочайшему указу, обитель была возобновлена. Первыми ее насельниками стали, как и предполагалось, двенадцать монахов Глинской пустыни. Рассказывают, что по выходе из нее, на первом ночлеге, двое из них были утешены во сне явлением покойного старца Филарета. «И я, детки, еду с вами в Святые Горы, чтобы там помогать вам в трудах!» — сказал старец, придав инокам сил и бодрости.

После торжественного освящения Святогорской обители, совершенного на Успение Божией Матери владыкой Иннокентием, начались суровые будни. «С вершины горы увидели мы сию

г W

Hi

Место погребения преподобного архимандрита Арсения, первого настоятеля монастыря после его возрождения.